Коллективная ответственность
logo

Темы номера

Коллективная ответственность

Нина ЖИГУНОВА, фото автора

Комплекс мероприятий, который поможет поддерживать дороги и тротуары города в нормативном состоянии после зимних снегопадов, обсудили на депутатском часе.

Народные избранники из городской думы и их краевые коллеги, руководители профильных управлений, прокуратуры, Госавтоинспекции и мэр Хабаровска Сергей Кравчук собрались вместе, чтобы найти ответы на вопросы: что мешает своевременно и качественно убирать город и как эти помехи устранить.

Тему обозначил председатель городской думы Андрей Белоглазов, подчеркнув, что бюджет сегодня не позволяет приобрести технику в необходимом количестве, а значит, надо грамотно организовать работу той, что имеется. Порядок и чистота в городе — это коллективная ответственность всех ветвей власти.

Денег только на треть

О ситуации в отрасли доложил заместитель мэра Хабаровска по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами Андрей Горшенин, отметив, что 122 единицы специализированной техники уже готовы к работе в зимний период. А профильное управление совместно с краевым минтрансом разработало регламент уборки, согласно которому в первую очередь очищаются маршруты движения общественного транспорта и подходы к социальным учреждениям.

— Подрядными организациями, которых у нас три, уже заготовлено 10 тыс. тонн песка и по 400 тонн технической соли и реагента, — уточнил Андрей Владимирович. — В этом году на содержание дорог из бюджета выделено 503,5 млн руб. при нормативной потребности 1,9 млрд руб. Таким образом, имеющихся средств хватает на то, чтобы на должном уровне содержать менее трети улично-дорожной сети Хабаровска. Все бюджетные деньги делятся между тремя муниципальными учреждениями в зависимости от объемов. В лидерах МБУ «Южное», у которого 277 участков общей протяженностью 200 км, у МБУ «Восток» 133 участка, или 151 км, у МБУ «Север» 113 участков и 109,6 км соответственно. Дополнительно мы объявили еще пять аукционов по 2 млн руб. на каждый район по очистке тротуаров на неразграниченных территориях.

Что касается техники, ее также больше у МБУ «Южное» — 65 единиц, у «Востока» и «Севера» 29 и 28 соответственно. Критически не хватает самосвалов, потому что для эффективной работы одного снегопогрузчика их необходимо от 10 до 15, но в том же «Севере» их всего шесть. При этом почти 80 процентов техники эксплуатируется уже больше 15 лет, что приводит к несистемным поломкам и, естественно, снижению производительности.

— Мы уже разместили аукцион на покупку 14 единиц техники для работы в зимний период на 100 млн руб., которые дополнительно изыскали в городском бюджете, — добавил заместитель мэра. — Еще 50 млн руб. выделено из краевого бюджета. Как только деньги поступят, объявим еще одну закупку.

Налог поможет

Остановился Андрей Горшенин и на кадровой проблеме. По его словам, средняя зарплата у работников, задействованных в содержании и обслуживании дорог, сегодня 60 тыс. руб. И это одна из главных причин дефицита специалистов. Так, укомплектованность кадрами МБУ «Южное» составляет 52 процента, тех же водителей и механизаторов по штату должно быть 72, но на сегодня 31 вакансия.

— Один из вариантов решения проблемы критического недофинансирования отрасли — увеличение процента отчисляемого в городской бюджет транспортного налога, который уплачивают хабаровские автомобилисты, — отметил он. — И в этом вопросе мы просим помощи депутатов, чтобы они вышли в краевую думу с законодательной инициативой по увеличению норматива отчислений с 15 процентов до 50.

По данным городского финансового департамента, в этом году транспортный налог, который должны уплатить автомобилисты краевого центра, превысит миллиард рублей, и увеличение норматива добавит городу 350 млн руб. именно на содержание дорог.

Жестко, но по закону

Отвечая на вопросы депутатов, заместитель мэра сообщил, что места складирования снега с прошлого года не изменились, а перенести снегоотвалы ближе, чтобы сократить расходы, не позволяет экологическое законодательство.

А мэр Хабаровска Сергей Кравчук добавил, что в районе завода «Амуркабель» ведется строительство снегоплавильного завода. Это экологически чистый проект частного бизнеса, и город с нетерпением ждет, когда предприятие начнет работу.

Сразу несколько народных избранников обозначили проблему парковки машин на обочинах, что мешает очистке дорог после снегопадов и значительно снижает производительность специализированных предприятий.

Андрей Горшенин заверил, что с профильными структурами уже прорабатывается вопрос установки знаков, запрещающих парковку в определенные промежутки времени, а с ГАИ — организации оперативной эвакуации нарушителей.

Еще депутаты предложили в особо проблемных местах (подъемы и спуски) установить емкости с песком, чтобы водители при необходимости могли сами себе помочь. Подобный опыт они подсмотрели во Владивостоке, где он уже доказал свою эффективность. Андрей Владимирович заверил, что это несложно организовать.

Инструменты есть, надо действовать

А вот на вопросы о том, сколько времени отводится на очистку тротуара и кто этим должен заниматься, ответил первый заместитель мэра Хабаровска по городскому хозяйству Вадим Варады. Он объяснил, что это ответственность управляющих организаций, и приступать к уборке снега они должны незамедлительно после окончания снегопада. При выпадении осадков до 12 мм справиться обязаны за шесть часов. Он также предложил выйти с инициативой о внесении поправки в краевые правила благоустройства, чтобы с 6 метров до 15 увеличить площадь, ответственность за содержание которой лежит на собственниках и арендаторах помещений на красной линии.

Обобщая все сказанное, заместитель председателя Законодательной думы Хабаровского края Николай Антонов отметил вопросы, в решении которых потребуется депутатское участие.

— Это повышение норматива отчисления транспортного налога, увеличение площади прилегающей территории, ответственность за уборку которой лежит на бизнесе, — уточнил Николай Евгеньевич. — Необходимо также заняться схемой дорожных знаков, которая позволит по закону увозить на штрафстоянку машины, мешающие уборке, и штрафовать их хозяев. Кстати, это и еще один источник пополнения бюджета.

Подытожил предметный разговор мэр Сергей Кравчук. Он поблагодарил всех, кто принял участие в обсуждении, и дал поручения.

— Мы знаем, куда двигаться и что делать, — сказал он. — Повышение зарплаты — один из инструментов решения кадрового вопроса. И в бюджете на 2025 год предусмотрено 39 млн руб. на увеличение оплаты труда механизаторам, водителям и всем тем, кто занят в обслуживании дорог. Директору финансового департамента и профильным замам поручаю в течение года при корректировке бюджета добавлять средства муниципальным дорожным предприятиям. Также в ближайшее время необходимо заключить соглашения с городскими предприятиями, у которых на балансе есть техника, чтобы они могли предоставить ее, когда такая необходимость возникнет.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)