Темы номера
Суперфинал городского конкурса профмастерства «Педагогический звездопад» собрал полный актовый зал гимназии № 3.
Здесь по традиции не было ни одного свободного места: сосредоточенно готовились за столами члены большого жюри, на стульях разворачивали плакаты и собирали шарики в связки команды поддержки.
Ну а сами суперфиналисты — победители в шести номинациях — демонстрировали просто блестящий настрой. По крайней мере, «Лучший молодой педагог» Даниил Малявин из гимназии № 1 — его сверкающая серебристая рубашка буквально ослепляла всех входящих.
15 баллов из 10!
А еще он был… на каблуках. Небольших — профессиональных, для танцев.
— Сегодня нужно показать все, на что мы способны, — широко улыбнулся он под стать рубашке. — А я давно занимаюсь современной хореографией. Так что кроме видеовизитки мы с моими практикантками подготовили еще и номер. Вы все увидите!
Самопрезентацию, кстати, эксперты не оценивали. А жаль! Тут Даниил мог бы заработать все 15 баллов из 10. Потому что только очень разносторонний учитель химии и биологии так красиво поднимается с колен через прыжок в стойку на руках! Да, он преподает ребятам таблицу Менделеева и фотосинтез. А ведь запросто мог бы и физкультуру, в такой-то форме. Впрочем, он открыл в гимназии танцевальное объединение «Импульс». А еще стал советником директора по воспитанию — и это за первые два года работы. Так держать!
Другие суперфиналисты тоже нашли чем заинтересовать аудиторию. Например, лучшая наставница 2024 года, Елизавета Серпокрылова из школы № 87, рассказала свою версию истории о Маленьком Принце, где есть комета Школьная Команда, Созвездие Льва, а дома вместо благородной Розы ждет любящая семья. Ну а педагог допобразования центра «Гармония» Маргарита Малеева поделилась с аудиторией хитовой песней про Правила дорожного движения.
Но настоящие испытания ждали впереди.
По уши в любимом деле
Нельзя просто так взять и показать здесь профессиональную находчивость — каждый год организаторы придумывают для суперфинала новое неординарное задание. То нужно пройти квест, то сообразить «педагогическую инсталляцию» из фруктов и овощей. Но на этот раз чеснок с апельсином совмещать не пришлось: материалом для творчества стали малоизвестные пословицы. Их нужно было раскрыть с педагогической точки зрения. Где же подвох? А вот он: на размышление давалась всего минута!
Однако разве этим напугаешь настоящих мастеров донесения материала? Они своим ребятам и не такое объясняли. Например, «Не умеешь шить золотом — так бей молотом!» — такая задачка досталась «самой классной классной» из школы № 62 Елене Косницкой.
«Елена Александровна, мы за вас!», «Родители с вами» — заплясали плакаты в зрительном зале.
— Я думаю так: не каждому дано достичь каких-то небывалых высот — стать президентом страны или даже директором школы, — высказалась конкурсантка. — Поэтому каждому нужно делать то, что у него получается лучше всего, ставить себе цели в этой области и обязательно к ним идти!
«Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться» — фразу с подковыкой вытянула себе лучший воспитатель года Анна Петришенко из детского сада № 188.
— Наша задача — научить детей очень многому, всегда быть для них образцом, а это большая работа, — объяснила она. — Невозможно получить результат без усилий. Нужно трудиться — то есть не раз наклониться! — чтобы увидеть подрастающее поколение таким, каким хочется.
«Пока железо в работе, его и ржа не берет» — над этим минуту размышлял Даниил Малявин.
— Мы, педагоги, должны быть погружены в любимое дело… грубо говоря, по уши! — эмоционально заявил он.
Согласны: по уши — это как минимум. А то и с головой!
Заключительным заданием для суперфиналистов стало публичное выступление на заданную тему. Нужно было продолжить фразу основателя русской педагогики Константина Ушинского: «Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что…»
А вот тут конкурсанты поразили глубиной и серьезностью подхода к испытанию. Например, Елизавета Серпокрылова в процессе изучила биографию не только самого мастера, но и его учениц — недаром ведь стала лучшей наставницей!
— Чтобы понять эту мысль, я решила еще раз проследить путь Константина Дмитриевича, — объяснила участница. — Она была опубликована незадолго до того, как Ушинский стал инспектором Смольного института благородных девиц. Он смог заинтересовать множество учениц, которые до этого только зубрили, а их судьба была стать украшениями гостиных. Педагогика, как и искусство, создает — новые мысли, знания, опыт, которые могут сподвигнуть на большее. Один из таких примеров — Елизавета Водовозова, которая стала детской писательницей и автором книг по педагогике.
Ну а преподавателю изо лицея «Звездный» Ульяне Викиной (ее признали «Лучшим учителем года») как художнику просто есть с чем сравнить:
— Изучаешь технологию, приемы, методы. Используешь их сначала несмело, робкими штрихами, сквозь страх белого листа: а что, если не получится? Затем начинаешь работать размашисто, наносишь широкие мазки. А потом маленькой кисточкой расставляешь акценты и доводишь результат до совершенства… Получается, да, педагогика — это искусство. Первое и высшее, потому что формирует личность, стремящуюся к совершенству.
Большое жюри осталось выступлениями очень довольно.
— Для меня удивительно, насколько креативными стали с годами наши участники, — отметила его председатель, начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. — Они одновременно исследователи, творцы, новаторы. Очень хочется, чтобы лучшие педагоги зажигали своей невероятной энергией и учеников, и коллег.