Темы номера
Неделя психического здоровья отмечается с 9 по 15 октября по всей России, в том числе и в Хабаровске. Собственным опытом работы с психологом решила поделиться и журналистка «Хабаровских вестей».
Свой психотерапевт, как и стоматолог, должен быть примерно у каждого человека. Так считает завотделением медико-психологической помощи краевой психиатрической больницы Алексей Андреянов.
Важность счастья
— Если мы заботимся о здоровье, то ходим к зубному хотя бы раз в год, — объясняет он. — А психика — это ведь более сложный орган, чем зубы. В итоге нам то не хватает радости и удовольствия, то возникает тревожное состояние. Это как раз поводы обратиться к специалисту. Хотя сначала звучит, конечно, ужасно: «Что я, псих какой-то?» На самом деле — да! Каждый из нас находится в непрерывном развитии, и хорошо, если рядом будет человек, которому есть до этого дело.
Такую важную мысль всем нам стоит запомнить, а мы обычно не придаем ей значения. Да, у нас, как правило, есть близкие люди, но они, во-первых, не всегда могут помочь, а во-вторых, вообще-то не обязаны помогать нам «удерживать крышу» на месте. А ведь есть ситуации, с которыми разговоры по душам не справятся: например, если нарушился сон, проявились постоянная тревога или зависимости (игромания, страсть к покупкам и трудоголизм, между прочим, тоже к ним относятся). Тогда встречу с психологом откладывать нельзя.
— Существуют основные вещи, которые характеризуют стабильное психическое состояние, — говорит Алексей Александрович. — У человека есть устойчивый образ самого себя, а еще он периодически испытывает ощущение счастья.
Когда я впервые обратилась к психологу весной 2022 года, у меня уже не было ни того, ни другого.
Сильные просят помощи
К событиям, перевернувшим жизнь всей страны, добавились резкие перемены на работе, отъезд любимых друзей и крушение творческих планов, которые теперь было невозможно воплотить в жизнь. Я совершенно перестала понимать, что я за человек и как быть дальше. Тогда за профессиональной помощью меня настойчиво отправляли примерно все. Но мне все еще казалось, что я справлюсь сама, как и всегда.
Однако вскоре стало очевидно, что не справляюсь: силы и концентрация упали до нуля, появилась бессонница, постоянно хотелось плакать. Последнее, что меня останавливало, — абсолютное непонимание, как это вообще работает.
Если у вас то же самое, спешу развеять ваши сомнения: все становится ясно с первой же встречи. Суть в том, что весь час вы говорите о вас и ваших чувствах, ни на что не отвлекаясь. А напротив — умный, компетентный и максимально внимательный человек. Я осознала, что всю свою жизнь попросту не имела такой ценной возможности — ни с мамой, ни с любимыми, ни с друзьями. Сосредоточиться только на себе в повседневности — непозволительная роскошь.
— Люди действительно вскоре входят во вкус и начинают обращаться регулярно, — отмечает Алексей Андреянов. — Тем более что способность просить помощи — это признак силы личности, а вовсе не слабости. Но в основном это консультации при сложных ситуациях, бессоннице, депрессии и т.д. Терапия — уже следующая ступень, когда нет повода, а есть стиль жизни, который ты осознаешь и улучшаешь.
В моем случае, чтобы выйти из кризиса, понадобилось 10 еженедельных встреч. Их хватило, чтобы привести меня в равновесие, восстановить сон и вернуть продуктивность. Именно тогда я твердо решила, что готова работать дальше, на постоянной основе — ради другого качества жизни.
Найти время, ресурс и позитив
В итоге я нахожусь в терапии уже полтора года — встречаюсь с психологом каждые две недели и пока не намерена делать перерыв. Почему-то многие думают, что результаты такой работы — нечто эфемерное, трудноизмеримое, заметное только на уровне собственных ощущений. К счастью, они заблуждаются. Изменения в моей жизни можно описать очень четко и конкретно.
Прежде всего, я научилась легче переживать тяжелые моменты и не застревать в плохом состоянии. Для этого у меня теперь есть навык признания и принятия своих чувств (любых, особенно негативных) и несколько эффективных техник, чтобы справляться с тревогой. Если коротко, нужно сосредоточиться на текущем моменте, рассмотреть обстановку вокруг и прислушаться к ощущениям тела. А подробнее можно найти в интернете.
Во-вторых, улучшились отношения с окружающими. Там, где мы раньше спорили до хрипоты и расходились каждый при своем, теперь рождаются диалоги и компромиссы. Хотя с некоторыми людьми общение все же прекратилось (стала для них неудобной). Но тоже считаю это улучшением.
В-третьих, стало хватать времени (и средств!) на то, на что не хватало раньше. Я больше успеваю и при этом больше отдыхаю, потому что подобрала подходящий способ распределения дел. Вы будете смеяться, но это блокнот крошечного размера: то, что не вмещается на страницу, переносится или вообще убирается как несущественное.
Ну и, наконец, отныне уделяю больше внимания хорошим вещам, а то они быстро забываются. Так что я их даже записываю — для них есть второй блокнот, больше и красивее.
Какой вы человек
Что мы обычно делаем на сеансах? Обсуждаем мысли, ощущения и поступки, делаем упражнения на концентрацию, ставим цели, а недавно выбирали самое подходящее хобби и планировали мой отпуск. Да, так тоже можно. И нет, это не как с приятелями или тетей.
Единственный минус работы с психотерапевтом — она стоит денег. Но это оправданная инвестиция. А если выделить финансы все же не получается, есть бесплатные варианты, такие как группы при психиатрической больнице.
— Сейчас как раз набираем новую, для подростков, — уточняет Алексей Андриянов. — Другая работает для пожилых людей при «Клинике памяти», также есть закрытые модульные группы, а для сложных и срочных случаев — телефоны доверия, детский и взрослый.
Что произойдет, если вы решитесь? Наверное, поймете, что вы за человек и с какими ценностями живете. И будете периодически испытывать счастье. Хоть это сейчас и непросто.
Городской телефон доверия 30-71-71 работает 24 часа (кстати, по нему можно записаться в терапевтические группы). Каждый день на него поступает 30—40 звонков. Примерно столько же принимают детские номера 30-70-92 и 30-50-60 (тоже круглосуточные). Есть также отдельная линия для психологической помощи ветеранам боевых действий — 36-36-39.