Кто к нам со словом придет
logo

Темы номера

Кто к нам со словом придет

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора и Натальи ГРОШЕНКО (Владивосток ― Хабаровск)

Как КВН может спасти от уголовки, чем грозит отказ от газет обществу и зачем на самом деле ходят в баню блогеры?

IMG_20220609_101326.jpg

Об этом и не только говорили в течение двух дней на медиасаммите во Владивостоке журналисты, пиарщики, юристы и представители власти.

Последних хоть и было не так уж и много, зато фигурировали они в обсуждениях часто. В основном доставалось им за бюрократизм, зашоренность, неумение работать с прессой.

Почему не чистил зубы?

Газетчики в очередной раз собрались на сессии обсудить, суждено ли скончаться периодике. И снова пришли к позитивному выводу ― не дождетесь!

Если еще год назад переживали, что соцсети начали теснить официальные СМИ, сейчас ситуация показала, что полагаться на интернет бессмысленно. Все соцсети могут в мгновение ока сменить хозяина и начать совсем другое вещание. Сейчас читателей у региональных СМИ если и становится меньше, то по причине сокращения численности населения. Местным газетам по-прежнему верят и хотят их читать. Правда, в основном это люди старше среднего возраста. Молодежь пока еще предпочитает гаджеты, думая, что так выглядит современно.

― Я летела сюда в самолете рядом с молодым чиновником, ― делится журналистка из Южно-Сахалинска. ― Протянула ему нашу газету формата А2, а он даже не понимает, как ее держать, чтобы читать. Пришлось научить. А все идет оттого, что некоторые власть предержащие позволяют себе высказывания на публике, что они не читают газет. Мы хотим обратиться к Юрию Трутневу с просьбой, чтобы он запретил чиновникам так говорить. Это то же самое, что говорить во всеуслышание: «Я не чищу зубы». Они думают, что демонстрируют свою современность, а на самом деле невежество. К тому же дают установку подчиненным.

Как хорошо уметь читать

IMG_20220609_124514.jpg

Газетам трудно и без подобных провокаций чиновников. По всей стране СМИ испытывают глобальную проблему с кадрами. Если с журналистами еще есть возможность выкрутиться, сделав ставку на опытных корреспондентов и увеличив им нагрузку, то с корректорами все очень печально. Эта профессия вымирает, и заменить их некем. Не станешь же выпускать газету с ошибками ― не соцсеть чай! В журналистику не идут новые люди, из-за чего закрываются издания.

― Люди, которые приходят во власть, не понимают, что газеты ― серьезное оружие, ― говорит Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России (Москва). ― У них уже клиповое мышление, и они увлечены соцсетями. Я видел губернатора, который заявил журналистам, что они не профи, потому что у него в соцсети подписчиков больше. Ну что тут скажешь: надо держаться. Они временные и уйдут, но могут за это время развалить редакции. СМИ нужна поддержка.

Отказ молодежи от газет приводит к снижению культурного уровня, они лишены навыка рассуждать, анализировать, сопереживать историям о простых людях. Это может стать серьезной общероссийской проблемой. А значит, поддержка СМИ ― это государственная задача.

Такую же мысль высказал и председатель СЖР Владимир Соловьев.

― Сейчас все мы испытываем проблемы с бумагой, краской и техническим обеспечением, ― сказал он в приветственной речи. ― Вопросы возникают к «Почте России», надзорным ведомствам. Возможно, сегодня вместе мы сможем найти решение. И донести его до тех, кому по силам изменить ситуацию.

И предложения у региональных журналистов действительно есть. Даже такие фантастические, как вернуть рекламу алкоголя в печатные издания.

Статья за статью

На медиасаммите в этот раз два слова звучали чаще остальных: «СВО» и «фейк». И, как понимаете, неслучайно.

Роскомнадзор предупреждал СМИ, что будет бдеть за соблюдением закона, но все равно попадаются редакции, опубликовавшие дезинформацию о Вооруженных силах РФ и материалы, дискредитирующие ВС. Редакции ДФО еще относительно законопослушные. Пока только один главред привлечен за размещенную статью и должен заплатить штраф в 150 тыс. руб.

― Сегодня на медиасаммите мы обсуждаем тему «Информационное оружие ХХI века», ― обратилась к участникам Мария Захарова, официальный представитель МИД по видеосвязи. ― Против нашей страны государствами так называемого коллективного Запада осуществляется не имеющая аналогов по масштабу и интенсивности информационная агрессия.

Противостоять нагнетанию может целенаправленная патриотическая работа. Этому было посвящено несколько сессий, где примерами любви к Родине делились популярные писатели, в частности фантаст Сергей Лукьяненко.

Что в фейке тебе моем?

IMG_20220610_094222.jpg

В деле борьбы с ложью главное оружие ― скорость.

Первое наступление фейков на страну принесла волна коронавируса. Сейчас тематика изменилась. Фейки запускают чаще всего про медицину, ЧП и госбезопасность.

В чем же их обаяние?

― Преимущество фейков в том, что они направлены на эмоции, ранят и интереснее опровержений, которые опираются в основном на сухие факты, ― говорит Александр Малькевич, руководитель Рабочей группы Общественной Палаты РФ по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности сети Интернет, генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург». ― Отмечается рост числа фейков. На Дальнем Востоке в 2021 году их было 8 процентов от общего числа, а сейчас уже 12. Их требуется опровергать как можно быстрее, если не успел в 24 часа, уже не сможешь их нивелировать. Особенность ДФО в том, что здесь они распространяются в основном по мессенджерам.

Уложиться в отпущенные сутки порой не получается из-за бюрократических препон.

― Как у нас принято? В футболе, хоккее, политике и СМИ все разбираются, ― объясняет проблему Сергей Маклаков, руководитель направления аналитического обеспечения АНО «Диалог». ― Если не сам чиновник выступает «экспертом», им может стать его теща, например. И тут уж журналистам приходится совсем туго. Допустим, прибегаете вы к чиновнику, говорите: «Смотрите, что написали про вас в паблике «Хреновый город»! Надо что-то делать!» И тот начинает не спеша раскачиваться. Сперва уверяет, что никто из горожан не будет читать паблик с таким названием, ― город-то отличный! Потом, оторвав всех от дел, соберет совещание, где разработают дорожную карту и будут ей следовать. И уж в дорожной карте будет пункт дать интервью местной газете с обязательным фото за столом и подписью «Сложа руки не сидим». Шутки шутками, но именно из-за неповоротливости и привычки делать все, как им кажется, правильно, чтобы вопрос «отлежался», теряется оперативность. И с этим сталкивался каждый региональный журналист. Как и с тем, что чиновник может вообще наотрез отказаться комментировать. Это может привести к трагическим последствиям.

Фейк-ньюс ― одна из главных угроз информационной безопасности. Журналистам объяснили на пальцах, как самим не попасться на удочку, приняв фейк за настоящую новость, и провели практическое занятие, где предложили угадать в потоке информации подделки. Кстати, удалось определить далеко не все.

Лучшие друзья смишников ― это…

20220610_111634.jpg

Нет, это не бриллианты. А ноготки и пяточки. Так называют себя мастера маникюра и педикюра, которые работают практически во всех жилмассивах. Именно на них возлагают надежду журналисты-новостники.

― Произошло ЧП: пожар, обрушение дома, судьба людей неизвестна, и дергать их близких родственников, чтобы добыть себе эксклюзив, неэтично, поэтому мы всегда смотрим, нет ли поблизости с объектом «ноготочков», ― проводит мастер-класс Юлия Оглоблина, руководитель региональной редакции «РИА Новости». ― Обычно они везде размещают свою рекламу. Звоним им, отправляем корреспондентов в ближайшие аптеки и магазины, там тоже можно собрать свидетельства очевидцев.

Журналистов и сотрудников пресс-служб поделили на условные «редакции» и дали на отработку различные сценарии ЧП. Нам достался пожар в жилом доме с жертвами и пропавшими без вести, а коллегам ― внезапная отставка губернатора. Пока журналисты распределялись, кто куда едет, а кто останется на телефоне и на ленте, пресс-служба успевала выдать первый инфоповод ― руководство выезжает на место события.

QR-бабушки

IMG_20220610_140636.jpg

На саммите журналисты не только слушали, но и делились своими наработками. Так, Елена Герман, главный редактор «Приморской социальной газеты», презентовала издание, направленное на бабушек. И немного на дедушек. Проект издается при финансовой поддержке правительства Приморского края. Особенность газеты в том, что листать номер надо со смартфоном в руке. От первой и до последней странички он весь испещрен QR-кодами. Зачем? Чтобы бабули не заплутали в бескрайних просторах интернета и не забрели там на сомнительные ресурсы.

― Газета бесплатно доставляется пенсионерам. Тем, кто не выходит из дома, приносят соцработники, ― рассказывает Герман. ― Идея говорящей газеты пришла мне в голову, когда лечила зрение и не могла читать. Подумалось, было не плохо сделать такое издание, где материалы звучали бы.

― Так не у всех бабушек смартфоны есть, чтобы код считать, ― сомневаются пришедшие на сессию журналисты.

― Не беда, зато они есть у внуков, ― не унывает главред. ― Или соцработник может свой дать. Пока она окна пенсионерке моет, та со смартфоном газету читает.

Герман продемонстрировала, как зашифровывает в коды адреса сайтов с отечественными фильмами и концертами классической музыки. Единственное, о чем предпочла умолчать, ― стоимость проекта.

Контролируемый КиВиН

20220610_101107.jpg

Под занавес саммита подняли острый вопрос ― как уберечь подростков и молодежь от необдуманных высказываний в интернете.

― Ко мне приходят, когда уже что-то случилось, ― говорит адвокат Галина Антонец (Владивосток). ― За самовыражение, ставшее нарушением, наказывают административкой, реже заводят уголовные дела. Чаще всего дети становятся экстремистами поневоле. И обычно попадают под статью 20.3 за демонстрацию фашистской символики, выкладывая в Сети мемы, шутки, фото, где есть свастика. Статья легкая, по ней быстро выносится решение. Санкция от 2 тыс. до 5 тыс. руб. штрафа, поэтому мало кто воспринимает всерьез. Заплатили и забыли, но это экстремистская статья, и она может серьезно повлиять на жизнь.

Владелица салона украшений хенд-мейд едва не была признана экстремисткой за узор на одном из кулонов. Он показался кому-то подозрительно похожим на свастику, хотя на самом деле являлся символом солнца.

Женщина не стала покоряться судьбе и платить штраф в 2 тысячи, а потратилась на адвоката. Благодаря чему избавилась от клейма экстремистки.

― Дети на репостах попадаются и возмущаются потом, что их наказали, а того, у кого репостнули, нет, ― продолжает Галина Ивановна. ― Но это выбор правоохранительных органов, кого наказать. Причем в административном праве в отличие от уголовного есть обратный путь, и наказать могут за посты, опубликованные раньше, чем вышел на них запрет. Сейчас новая статья за дискредитацию ВС собрала за три месяца уже более четырех тысяч дел. Хочу предупредить всех, чтобы были крайне осторожны с высказываниями и репостами в интернете. Вы можете распространить фейковую информацию и тоже попасть под статью. А фейки сейчас изготавливают очень качественно, сопровождают их фото и видео, чтобы убедить пользователей в правдивости.

Кажущаяся анонимность интернета подкупает, и молодежь думает, что за их протестные высказывания им ничего не будет. Железное правило ― отвлечь юнцов от желания пакостить в Сети можно, если максимально занять их досуг. Для этого, оказывается, идеально подходит КВН. Клуб находчивых ― тот же контролируемый протест, где юным КиВиНам позволяют шутить на острые темы. Но под присмотром редакторов, чтобы не наговорили себе на статью. А так и взрослые посмеются, и молодые пар выпустят.

Вместо послесловия

«А как же блогеры в бане, анонсированные в начале материала? ― спросите вы. ― Чем обернется, если соседнюю шайку занял любитель стримить?»

Банный блогер ― это одно из направлений в интернет-журналистике, когда человек идет не просто помыться, а поболтать с посетителями, чтобы потом их истории выкладывать в свой блог. Так что, если в парилке вам попался слишком уж разговорчивый сосед, будьте бдительны, чтобы ваши откровения не стали потом достоянием любопытной общественности.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)