Кто определяет вектор
logo

Темы номера

Кто определяет вектор

Беседовал Илья АВЕРИН, фото автора

Для чего в Хабаровске создано муниципальное агентство стратегического планирования (АНО «МАСП»)? Какие задачи стоят перед структурой и как ее деятельность в конечном итоге должна отразиться на жизни горожан? 

Ответить на эти и другие вопросы мы попросили директора АНО «МАСП» Алексея Демьянова, который побывал в редакции «Хабаровских вестей».   

Три аспекта

— Алексей, как давно работает агентство?  

— Начиная с марта текущего года мы стали выстраивать свою деятельность в полную силу. Прошел этап постановки задач, сложилось понимание, что от нас ожидают. В данном случае в агентство заложено три функциональных элемента: методический, консультационный и методологический.

— Расшифруйте, что это значит на практике.

— На первый взгляд звучит сложно, но я сейчас объясню. Методический аспект предполагает разработку определенных методик, используя которые можно заниматься стратегическим планированием, управлением на уровне муниципалитета. По сути, это научные труды, для их создания привлекаем представителей вузов.

Консультационная составляющая уже более практическая. Нам необходимо разъяснить, как разработанные методики стыкуются с реальностью. Причем консультации предусмотрены для самих структурных подразделений администрации и для подведомственных организаций.

Методология — ключевой базовый процесс, объединяющий теорию и практику. Это очень важно, поскольку сегодня в законодательстве нет четкого определения стратегического планирования на уровне муниципалитетов. Оно ограничивается списком документов, которые туда могут входить: стратегия социально-экономического развития, муниципальные программы, бюджетный прогноз и т.д. Но что должно быть в сути и как это все должно работать в комплексе, никто не описал.

Время перемен

В городе реализуется стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Как она вписывается в вашу работу? Или вы строите нечто альтернативное?

— Мы сейчас наблюдаем очень интересную ситуацию, когда все меняется. В ноябре прошлого года вышел указ президента № 633, где содержатся принципы стратегического планирования в стране. Документ дает совершенно новую логику, как должна выстраиваться система, и такой феномен, как стратегия социально-экономического развития, вообще оттуда исключен.

— Что вместо этого?

— Векторы развития страны — национальные цели, которые по вертикали спускаются в регионы. В них предусмотрено участие муниципалитетов, это становится ключевой идеологией. Встраивайтесь в эти векторы, находите в них свое место. Но здесь опять же вопрос: есть только указ, который эти общие принципы обозначил, но сами механизмы еще не прописаны.

Поэтому мы пытаемся найти баланс, занимаемся изучением, поиском роли муниципалитета. Ведь если посмотреть на систему стратегического планирования в вертикальном разрезе, то выяснится, что федерация спускает очень много рекомендаций на уровень региона, тот разрабатывает стратегию, согласовывает с федеральной властью, и цикл замыкается. А муниципалитет находится как бы сам по себе. Какие брать показатели, включать полномочия? Пока вопросов больше, чем ответов. И как раз задача МАСПа — разработать методологию, основанную на законах, с учетом научного подхода и творческой составляющей, чтобы в итоге все это работало и приносило пользу городу. 

Понятным языком

Как будет оцениваться эффективность вашей работы? Каковы ключевые показатели?

— Есть определенная система оценки. К примеру, за год мы должны выпустить не менее 24 научно обоснованных документов. Это формальная часть. Однако моя цель в том, чтобы стратегию можно было, условно говоря, выложить на один лист и сказать: «Мы развиваемся туда, приоритетные точки приложения ресурсов здесь, хотим получить такой результат, для всех нас это станет лучше тем-то и тем-то». То есть нужно создать понятный всем документ, такая вот сверхзадача до конца года.

Существует принцип, закрепленный в федеральном законодательстве — программно-целевой подход. Что это такое: берется проблема, формулируется цель, которая направлена на ее решение, есть задачи, мероприятия, ресурсы.  Мы сделали первичный анализ имеющейся стратегии и увидели, что указанный принцип во многих местах просто ломается. То есть цель может быть одна, мероприятия мы делаем вообще другие, результат измеряем третьим способом и т.д. Необходимо все это переработать и создать простые и понятные, как я это называю, интеллектуальные карты. Так можно систематизировать управление.

— Сколько человек трудится в агентстве, что это за специалисты?

— На текущем этапе три сотрудника: я как руководитель; аналитик, обладающий большим опытом работы с государственными стратегическими документами; научный сотрудник, являющийся специалистом в вопросах местного самоуправления.

Сейчас планируем привлечь еще двух аналитиков, которые займутся взаимодействием с органами власти на региональном и федеральном уровнях. Там множество документов, и один специалист переварить такой массив информации физически не сможет. Поэтому решили сделать подобное разделение.

Ресурсы и цели

— Являются ли ваши рекомендации обязательными к исполнению структурами администрации?

— Основная идея в том, чтобы включить самих сотрудников администрации, тех, кто будет реализовывать эти задачи, в процесс формирования документа. Ведь как эта работа выглядела раньше: привлекались умные люди, разрабатывали стратегию, защищали, согласовывали и уходили. А документ оставался. Прямого участия в его создании никто не принимал, если не считать точечных интервью.

Важно наладить работу внутри, только тогда можно понять, как вовлекать в этот процесс граждан, как коммуницировать с бизнесом, что мы можем строить вместе с вузами и т.д. Если этого не сделать, бессмысленно смотреть куда-то дальше.

— Собираетесь ли перенимать лучшие практики других регионов?

— Как раз сейчас находим по стране точки, где функционируют подобные агентства. Например, одно такое есть в Новосибирске. Смотрим, как они работают, встраиваются в стратегическое планирование, какую роль играют.

Что касается лучших практик, то у меня большие сомнения, есть ли они вообще. Если посмотреть на процент реализации стратегий на территории ДФО, показатель получается очень скромный. Стратегия зачастую пишется для декларации. Мне такой подход на душу не ложится, я хочу по-другому.

Полет фантазии, высокопарные слова и сверхамбициозные цели — это, конечно, хорошо, но есть реальность. Бюджет города ограничен, и нужно это учитывать.

— К чему хотите прийти в конечном итоге в контексте своей деятельности?

— Глобальная цель — чтобы у людей было понимание, зачем оставаться в нашем городе, регионе. Важно создать комфортные условия, чтобы культурные, образованные люди хотели сюда приехать и реализовать себя. Сегодня мы часто слышим, что на Дальнем Востоке пустой рынок. Значит, нужно показать молодым предпринимателям, для чего заходить на наш рынок, куда себя приложить.

К примеру, сейчас у всех на слуху тема ИТ, цифровизация. Однако хорошие специалисты в массе своей уезжают. Потому что мало кто знает, что такое ИТ в нашем городе, какие есть компании, чем они занимаются, каковы перспективы реализации в отрасли. И это тоже вопрос к стратегии.  Если мы хотим развивать конкретное направление, давайте расшифруем его, поставим четкие и выполнимые цели, соотнесенные с имеющимися ресурсами. Как раз в этом и состоит наша задача. 
Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)