Темы номера
Почему хабаровские ученые считают, что для региона не подходят сугубо рыночные принципы хозяйствования?
Голос двух докторов экономических наук Вадима Заусаева и Евгения Галичанина, хорошо известных землякам, пробивается в СМИ как трава сквозь асфальт. Их интервью и статьи вряд ли оставят кого равнодушным. Мол, живя на земле, человек оберегает ее. Поэтому государственная поддержка Дальнего Востока должна быть очень значительной.
Постучим по дереву
Сам по себе здешний бизнес не сделает земляков счастливыми. Хабаровские ученые опираются на развитие лесной промышленности и на вклад ее в жилищное строительство. Мол, построим деревянные дома, и «загнездимся» семьями по пять, а то и 10 человек в шикарных срубах. Только чего здесь должно быть больше: дерева или души — вот вопрос.
Помню, забрел по службе в прекрасный поселок железнодорожников Литовко, что в Амурском районе. Ах, какие там были дома из дерева! Не дома, а произведения искусства. Но остались в них одни старики, сообщил знакомый. Выпорхнувших из гнезда детей и внуков вернуть проблематично. В районном центре — Амурске — брошен чуть ли не целый квартал. Люди уехали и не смогли продать свою жилплощадь, по сути, никому не нужную.
Дотошные эксперты просекли: 10,4 тысячи дальневосточников, покинувших федеральный округ в 2019 году, — это семьи из трех человек, у которых была в собственности квартира площадью около 50 кв. м. Уехавшие оставили в регионах ДФО 2 400 квартир общей площадью 173 тыс. кв. м. Вот эти квадраты и всплывут на рынке недвижимости Дальнего Востока как доступные для населения. Опять «хрущевки» и «брежневки», скрипя от времени, делают свое дело. Так что для дерева и души нужна крепкая социальная поддержка дальневосточников со стороны государства.
Непросто живется и малому бизнесу, плавающему в рынке, который практически не растет. Гупровский городок знают все хабаровчане. На небольшом пятачке идет настоящее торгово-продуктовое сражение. Задрал магазин цены — на выход с прилавком. Жители окрестных домов тепло вспоминают былой продовольственный магазин «Калинка», который прекрасно обслуживал два микрорайона. После него все, кто попадал в это здание, прогорали через полгода. Вполне очевидно: ну не «прокормит» здешнее небогатое население пять-шесть торговых точек.
Пятачок ГУПРа еще живет, а попробуйте подняться выше, на улицу Серышева. Ржавые решетки на окнах и дверях бывших торговых точек портят всю картину. А что дальше? Попадаем в жернова: резко повысить внутренний спрос проблематично, а нынешний вяло стимулирует экономику, особенно сферу услуг. Как говорится, Федот, да не тот.
Ну а как чувствует себя большой сервис? Предельно четко и сжато выразился на эту тему глава объединенной дальневосточной компании «Аврора» Константин Сухоребрик: дескать, Дальний Восток — это рынок социальных перевозок.
— На нем конкуренция невозможна, — считает он. — Укрупнение флота и специализация перевозчика на одном, максимально на двух типах самолетов повысит эффективность работы. Иными словами, социальные перевозки будут подпитываться высокоэффективной организацией услуги и, конечно, финансовой поддержкой государства.
Вполне реальная для Дальнего Востока идея создания лоукостера. Технология максимально заточена на удешевление перелета. Правда, для этого нужны большие пассажиропотоки, вместительные воздушные суда, альтернативные аэропорты. Мягкие варианты услуги как воздух понадобятся немногочисленному и небогатому населению макрорегиона.
Проблемы дальневосточников способны решить мощные финансовые вливания. Прямые денежные субсидии дают ограниченный эффект на качество жизни. В связи с этим Минвостокразвития предложило новые рецепты под названием «Пять шагов», определяющие самые насущные проблемы земляков.
Но Дальний Восток далеко не нахлебник у страны, как его преподносят некоторые московские ученые с регалиями: дескать, на еду себе не зарабатывает. Не давать ему денег, и точка, твердила московская либеральная тусовка после плодотворного визита в макрорегион премьера страны.
Спорить здесь, конечно, бесполезно, разве что посоветовать эти людям заглянуть в святцы. А там много интересного. 4,4 процента населения ДФО дают 5,3 процента ВВП страны. Меры по опережающему развитию Дальнего Востока уже начали давать плоды. В последние пять лет рост промышленного производства в ДФО в два раза выше общероссийского — 24 процента.
Понятно, что даже при таком приличном ускорении трудно с маху решить застаревшие проблемы. Это крайне низкая бюджетная обеспеченность регионов ДФО. Даже с учетом всех дотаций Минфина страны в десяти из 11 субъектов округа она ниже среднероссийской. Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков назвал объективную реальность: собственные доходы Дальнего Востока из-за низкой плотности экономики пока не соответствуют объему расходов на исполнение всех бюджетных обязательств.
Далее глава ведомства уточнил: невозможно в развитии такой территории, как Дальний Восток и Арктика, опираться только на критерий безубыточности. Если бы наши предки использовали лишь бухгалтерскую арифметику, то совершенно точно у нас не было бы ни БАМа, ни Транссиба.
Дальний Восток — это оловянный пояс страны, 90 процентов добываемого золота, уголь, свинец, рыба, лес… Все это добывают московские компании, причем вахтовым методом, территории практически ничего не остается, все уходит. «Прекратите везти к нам вахту, пусть на крупных добычных предприятиях работают наши люди и НДФЛ остается в регионах. Тогда им не пришлось бы выпрашивать деньги. Разговоры о том, что ДФО не приносит государству доходов, это, по меньшей мере, безграмотно», — заявил депутат Госсовета Якутии Юрий Григорьев.
Да что говорить. Из 90 млрд руб. налоговых поступлений после выплат во все уровни бюджета Хабаровску остается 7,4 млрд руб. Как говорится, ни в чем себе не отказывайте. Без инвестиций и субвенций на эти деньги городу не прожить.
Вместо комментария
Итак, вернемся к мнению двух хабаровских ученых. Мысли Вадима Заусаева и Евгения Галичанина о рыночной ситуации на Дальнем Востоке вполне понятны: народу мало, его потребительская «мощность» не в силах быстро раскачать спрос как основную силу экономического прорыва. Это, в свою очередь садит на мель бизнес. Порой ему не развернуться. Да и крупных компаний, которые бы взяли многие малые и средние предприятия под свое крыло, не так много. Стало быть, им надо помочь.
Спасать нам необходимо потребление как основу основ развития территории. А для этого важно снять тяжелую социальную ношу с бизнеса, повысить работникам дальневосточные надбавки и выплачивать их из федерального бюджета, считают ученые. Издержки бизнеса снизятся, вырастут его конкурентоспособность, заработная плата сотрудников, придут в норму цены. Другого не дано.