Куда бежит завпост
logo

Темы номера

Куда бежит завпост

Дарья УЛАНОВА, фото автора

Вы легко можете застать ее на работе с шуруповертом, кисточкой, финансовыми документами или гипсовой копией собственной головы. А вот шанс поймать ее в покое почти нулевой. В краевом театре кукол Екатерину Ярославцеву называют просто: завпост. Что же это за пост и куда она все время бежит?

Ответ, впрочем, есть: в бутафорский цех, потом в комнату конструктора, потом на сцену, потом в магазин, потом опять в бутафорский цех. И так примерно всегда. Разговариваем мы в промежутках, и ее это не смущает. Больше того, она успевает заколотить и подклеить, похвастаться достижениями («Видела, какую я сделала сову? Она летает, и у нее глаза светятся!»), налить мне чаю, вручить кусок пиццы, познакомить с коллегами и при этом не забыть, что у нее только что спросили. Это нормально, когда отвечаешь почти за все.

Зачем спектаклю паспорт

— Официально моя должность называется «заведующая художественно-постановочной частью», — рассказывает Екатерина. — Режиссер придумывает спектакль, художник рисует эскизы, а потом собирается технический совет, и они рассказывают, что именно хотят видеть. Дальше начинается моя работа. Я рассчитываю смету на материалы и оборудование, организую закупки, разбираю эскизы, делаю подробные чертежи. Работаю с цехами, светооператором и звукорежиссером, отвечаю за монтаж и передвижения всех конструкций, а еще готовлю паспорт спектакля.

Да-да. Оказывается, постановки, как и людей, без документов никуда не пускают.

— Это что-то вроде подробной анкеты, — объясняет завпост. — Там указываются, например, перечень оборудования и декораций, их расположение, габариты и технические характеристики, туда же включаются партитуры для света и звука. С паспортом гораздо легче работать: всегда знаешь, на какую сценическую площадку мы сможем встать, а на какую нет, видишь, что именно потерялось или сломалось, понимаешь, как организовать погрузку и разгрузку на гастролях… Кстати, любые гастроли тоже на мне.

Она помогает спектаклям появиться на свет уже 10 лет. А начинала, кстати, художником-декоратором.

И тут же смеется:

— Ну а вообще, я должна была стать учителем труда.

Что ж, неожиданно.

Из династии в семью

Екатерина и правда из династии преподавателей технологии и намеревалась пойти по стопам мамы и дедушки:

— Когда меня выпускали из педколледжа, так и говорили: вот, мол, династия. Но я уже там поняла, что мне больше нравится что-то делать руками, чем работать с детьми.

Так она оказалась на худграфе — изучала декоративно-прикладное искусство. А как же попала в театр?

— Не поверишь — из центра занятости, — опять смеется. — Пришла искать работу, и меня направили в ТЮЗ — это был 2008 год, его тогда объединили с театром кукол. Побеседовала с тогдашним завпостом Натальей Гусевой, а когда села в автобус, мне позвонили и сказали, что я принята.

В свою профессию она влюбилась с первого же спектакля:

— Тогда в Хабаровск как раз приехал с гастролями театр кукол Сергея Образцова. Показывали «Дюймовочку»: действие происходило прямо в фойе, и зрителей было всего, наверное, человек 15. Там творилось настоящее волшебство! Актриса подносила куклу к каждому ребенку — а она была совсем крошечная, наверное, сантиметра три! — и они вместе рассматривали ее в огромную лупу… Понимаешь, раньше я видела кукольный театр только по телевизору — к нам в Чегдомын он никогда не добирался. А тут еще и выставка образцовских кукол! Тех самых, которые были на экране. И я могла рассмотреть их, потрогать руками… Ну и все. Пропала.

Чудесный эффект закрепила театральная атмосфера:

— В цехах совершенно особая среда. Ты ничему не учишься наедине с собой — тебя подталкивают, ведут, передают тебе опыт. Театр как семья, особенно маленький: вы все тесно связаны, каждый индивидуален и незаменим, потому что для рождения спектакля каждый раз нужна очень слаженная работа. Это сплачивает. Да мы даже отпуск вместе проводим!

Фоша, человек и домовой

Однако глаза у нее горят не только от атмосферы, но и от самой сути работы. Может, например, мечтательно рассуждать о маленьких подшипниках:

— Представляешь, какая будет крошечная машинка? Или лучше вставить его в винт самолета, и он станет вертеться по инерции! А если добавить еще и маленький двигатель, то делать так: «Чфырк, чфырк, чфырк!»…

— А полетит?

— Конечно! С помощью актера. В театре без актера ничего не работает.

Или часами изучать механизм шкафов-купе, потому что для постановки нужен вращающийся круг, который не шумит. Или создать самую сложную в театре куклу:

— Его зовут Фоша. Он человек. Или домовой. Или какое-то сказочное существо. Только не доделан, есть голова и руки.

И мы идем знакомиться с Фошей. Деревянное чудо, слегка напоминающее эльфа Добби из «Гарри Поттера», глядит на окружающий мир невероятно глубокими печальными глазами. Его происхождение угадывается сразу: такие персонажи рождаются в томском театре-мастерской Владимира Захарова «2+Ку». И на стажировку туда Екатерина, по ее словам, попала случайно. Там успела сделать голову, руки заканчивала уже здесь. Теперь Фоша ждет своего спектакля. И скоро дождется — Екатерина подала заявку на грант, чтобы наконец подарить ему собственную историю. Но мечта у нее другая:

— Хочу оборудовать у себя дома мастерскую и делать кукол там! А если серьезно, хочется развиваться дальше, не только самой, но и со всем нашим театром. Это же семья.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)