Девушка с веслом: старше, чем вы думаете
logo

Темы номера

Девушка с веслом: старше, чем вы думаете

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Екатерина БОРТНИКОВА. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ, из архива и открытых источников

eca4bf8f581f418310738afeb1996206.jpg

«Женщина с веслом» Ромуальдо Иодко (1935)

На прошедшей недавно Ночи в Гродековском музее научные сотрудники придумали для легендарной скульптуры отдельную экскурсию. И она этого достойна: как-никак, символ целой эпохи. А еще у девушки с веслом юбилей. В этом году ей… 130. И нет, мы не ошиблись.

Мы привыкли воспринимать образ барышни, опирающейся на гребное орудие, не иначе как лицо (и тело!) монументальной пропаганды, возникшей где-то в 1930-х. Споры о том, кто из советских скульпторов был родоначальником культа, полыхают до сих пор. Ответ внезапен: никто. Дама, оказывается, дореволюционная! И ее история началась гораздо раньше, чем может вообразить себе читатель из СССР.

Две именинницы

1-сайт.jpg

«Аллегория Навигации» Давида Йенсена (1891) и прототип первой «Девушки с веслом» Ивана Шадра (1934—1935)

Итак, первая известная российская девушка с веслом была сделана из дерева и покрашена масляной краской. Она появилась в окрестностях Санкт-Петербурга в… 1767 году. Да, в XVIII веке. Неожиданно? Однако вполне объяснимо. Так скульптор представлял себе аллегорию Навигации, которую установил на крыше Ботного дома — павильона, построенного для ботика Петра I (это судно мы знаем как «дедушку русского флота»). Она, к сожалению, не сохранилась. Зато ее преемница, терракотовая статуя Давида Йенсена 1891 года, и сейчас живее всех живых. И если посмотреть на нее внимательнее, то в позе, постановке рук и ног увидится что-то до боли знакомое… Запомните это ощущение.

Теперь вернемся в сегодняшний день. Та девушка, которая украшает аллею парковых скульптур Гродековского музея, безусловно, пришла к нам из 1930-х. У нее характерная прическа и купальный костюм, а еще она тоже именинница, хоть и помладше: самой растиражированной советской скульптуре в 2021-м исполняется 85.

При чем тут «Хабаровские вести»

3-сайт.jpg

«Девушка с веслом» Ромуальда Иодко (1936)

Конкретно у нашей гипсовой спортсменки своя захватывающая биография, полная детективных элементов.

Идея создания аллеи парковых скульптур возникла у сотрудников Гродековского еще в 1990-е. Тогда советское наследие считалось китчем и почти исчезло из общественных пространств. Специалисты отыскивали его останки во двориках и детских лагерях, а потом реставрировали.

Так, от дома с двумя львами (ул. Карла Маркса, 43) в музей перекочевали «Планеристы», от института водных и экологических проблем ДВО РАН (ул. Ким Ю Чена, 65) — композиция «Чтение книги», из лагеря им. Ульянова — Ульянов-гимназист, а с территории завода им. Горького — «Пионеры», «Девочка с голубями» и «Девочка с книгой». Осенью 2008 года шесть скульптур установили позади главного корпуса. Девушки с веслом там не было.

Рассказывали, что она долго стояла в центре клумбы на стадионе им. Ленина, а потом бесследно исчезла. Нашла ее, порядком потрепанную, Ирина Троценко — тогда еще будущая журналистка «Хабаровских вестей».

— Мы с подругой гуляли по пляжу в районе завода «Дальдизель» и увидели стаю собак, — вспоминает она. — Побежали вверх и на территории парка обнаружили статую. Она была покрыта мхом, весло, естественно, не сохранилось.

Ирина позвонила в музей и очень обрадовала его работников. В 2009-м восстановленный символ соцреализма смогли увидеть все желающие.

Раздвоение личности?

5-сайт.jpg

Хабаровские гребчихи близ Гродековского музея и стадиона им. Ленина

Только вот на стадионе им. Ленина она никогда не находилась, уверяли хабаровские старожилы. Разгорелся диспут.

«Найденная скульптура никогда не стояла на клумбе стадиона им. Ленина, — писала Н. Молостова. — Она еще с довоенного времени красовалась в парке завода им. Молотова, позднее завода «Дальдизель».

С ней согласился П. Анисимов. Но он доказывал, что девушка стояла в центральном парке, почти там же, где сейчас:

«Я лично сделал фотографию где-то в 1950 году. На снимке рядом с «Девушкой с веслом» запечатлел своего школьного товарища Владимира Антонова. Теперь скульптуру установили почти на том же самом месте, разве что с разницей метров 35-40».

Это фото мы не нашли. Зато нашли другое, 1968 года: типовая спортсменка действительно запечатлена у музея. Так что же? Наша героиня кочевала с одного конца Хабаровска на другой? Или ее сразу и там, и тут показывали?

― Хорошо помню тот монумент в парке «Дальдизель», ― уверяет горожанка Валентина Петровна. ― Она стояла возле беседки, куда мы ходили на свидания с будущим мужем.

То есть, видимо, девушек у нас все-таки было две (как минимум). Впрочем, неудивительно, ведь ее популярность в советские годы взлетела так, что несколько одинаковых статуй на один небольшой город вообще никого не смущали.

В парковой зоне стадиона им. Ленина все-таки тоже была подобная скульптура. Точнее, две девушки с одним общим веслом. Они не сохранились.
За что ее обидели

2-сайт.jpg

Первый и второй варианты «Девушки с веслом» Ивана Шадра (1935, 1936)

Так кто она и откуда взялась? Садово-парковую звезду в 1936 году изваял знаменитый советский скульптор Ромуальд Иодко. И это, кстати, второй вариант, созданный для московского парка водного стадиона «Динамо». Первый назывался «Женщина с веслом» и был выполнен в 1935-м для стадиона «Электрик» в Черкизово. Она отличается сложной позой: стоит на одной ноге, другая сильно согнута в колене и выдвинута вперед, левая рука поправляет плавки. У «девушки» 1936 года выпуска все проще: одна нога чуть согнута и отведена в сторону, рука на плече. Зато весло гораздо больше.

Многие сходятся во мнении, что модель для обеих статуй позировала одна и та же. По одной из версий, это была чемпионка СССР по гребле Нина Хоменкова. По другой, она позировала вовсе не Иодко, а его коллеге Ивану Шадру, ученику Огюста Родена и последователю Майоля. Шадр ваял более статусную фигуру, призванную стать скульптурной доминантой в ЦПКиО им. Горького. Огромная и, между прочим, полностью обнаженная статуя появилась там в 1935-м, была раскритикована за излишнюю чувственность и быстро сослана в Луганск (скульптору пришлось взяться за второй вариант).

Однако именно ее искусствоведы нынешнего времени решили объявить «той самой», «настоящей» девушкой с веслом, а Ромуальда Иодко сурово произвели в подражатели. Мол, стыдливо приодел героиню по требованию властей, сделал ее приземистой, грубой и перекрыл путь подлинному произведению искусства. Хотя все было слегка не так.

Красивая, но не первая

4-сайт.jpg

Статуэтка «Физкультурница с веслом» Николая Шильникова (1932) и гребчихи на параде (1933)

Во-первых, даже если просто посмотреть на даты, становится понятно, что своих девушек с веслами скульпторы создали одновременно: первые варианты в 1935-м, вторые в 1936-м. Во-вторых, даже в свое время они были не первыми. В журнале «Советское искусство» опубликовано фото статуэтки «Физкультурница с веслом» 1932 года скульптора Николая Шильникова. Конечно, не большая фигура в парке, но явно тоже часть той самой монументальной пропаганды.

И как раз эта девушка коренастая, одетая в мешковатую форму и, в общем, не очень изящная. Зато выглядит точь-в-точь как обычные гребчихи на параде физкультурников.

А вот работы Шадра отсылают к античным статуям (самое время вспомнить про аллегорию Навигации). Что тоже было модно ― не зря же в парке Горького стояли вазоны в виде древнегреческих амфор. Но вряд ли такой скульптуре было суждено стать «лицом соцреализма». Зрители ей не верили: писали, что особа с такими возвышенными пропорциями попросту не смогла бы использовать весло по назначению.

Все вышли в тираж

6-сайт.jpg

Кадр из фильма «Приходите завтра» (1963) и статуя работы Михаила Петросяна (1936)

А героиня Иодко могла. Именно поэтому ее поселили почти в каждом парке нашей необъятной страны. Но не только ее одну. Журналисты упоминали, что обнаженная гребчиха Шадра сгинула без следа, поскольку оба варианта — и в Москве, и в Луганске — уничтожили немецкие снаряды. На самом деле вторую версию прозаично демонтировали в 1950-х, а что стало с первой, неизвестно.

Однако ее сестры (иногда даже близнецы) точно встречались и в других городах. Вот, например, заметка в карельской газете «Ленинская правда» от 17 апреля 1956-го: «Неподалеку от развилки в 7 км от Петрозаводска кто-то додумался поставить фигуру обнаженной девушки с веслом. Скульптура сама по себе неплохая, но вблизи нет ни одного водоема!»

Вряд ли ее авторы отважно раздели вариант Иодко — скорее всего, спортсменку повторяли с фигуры Шадра.

Или вспомним знаменитый фильм «Приходите завтра» (1963). Фрося Бурлакова в мастерской разбивает девушку с веслом — та хоть и в купальнике, но позу, положение рук и ног тоже явно позаимствовала у шадринской. Гипсовые статуи подобного образца потом заполнили половину Одессы.

7-сайт.jpg

Хабаровская «Девушка с веслом», 2021 год

Что касается Иодко, то его более раннюю «женщину с веслом» (которая на одной ноге) отыскали, например, в Мариуполе и Кисловодске. Вторую — в Донецке, Ленинграде, Железноводске, Горьком и, конечно, у нас в Хабаровске. Свердловску повезло особенно: там поставили сразу обе.

Мы тоже поймали удачу: часто в регионах гребчих заказывали местным ваятелям, и «копии» получались сильно далекими от оригинала. Наша очень точная. И мы, конечно, не искусствоведы, но считаем, что она, безусловно, хороша.

На выставке советской скульптуры 1937 года в Москве были представлены сразу три девушки с веслом — работы Шадра, Иодко и Филдса. Всего же прототипов у «символа соцреализма», по последним подсчетам, примерно семь.