Льгота переходного периода
logo

Темы номера

Льгота переходного периода

Админ

Штрафами заставить хабаровских перевозчиков подписать соглашение о бесплатном проезде по социальным транспортным картам (СТК) рекомендуют краевые депутаты.

Такое предложение одобрили на заседании постоянного комитета по социальной политике Законодательной думы Хабаровского края. Воздержался лишь один депутат из присутствующих.

Закон есть, проезда нет

Бесплатный проезд для льготников в общественном транспорте появился на бумаге в сентябре прошлого года. Тогда был принят закон № 360, по которому федеральные льготники дополнительно к получаемой ежемесячной выплате из пенсионного фонда смогли рассчитывать на 300 руб. на СТК, а региональные — на 1 000 руб. Сразу оговоримся — суммы эти номинальные, тратить их можно лишь на оплату проезда.

В Хабаровске запуск проекта постоянно переносился, из последних названных сроков так и осталось 1 октября.

— Пока в краевом центре проезд по социальной транспортной карте предоставляется на четырех маршрутах: 10, 24, 40 и 56-м, — говорит Ольга Ушакова, председатель постоянного комитета по социальной политике законодательной думы Хабаровского края. — Это 86 единиц транспорта. По состоянию на 13 ноября за выдачей карт обратились 13 765 льготников, в том числе федеральных — 12 216 человек.

Так как люди, подавшие заявления на выдачу карт, не по своей вине не могут получить льготу, в крае вынуждены были выпустить новое постановление. Оно предусматривает дополнительную выплату с 1 октября по 31 декабря (так называемый переходный период) краевым льготникам, имеющим на руках карты. Федеральным гарантирован лишь перенос суммы, неистраченной на проезд, на следующий месяц. С января и это должно закончиться.

Что еще надо?

Минсоцзащиты рапортует — краевым правительством приняты все меры, чтобы закон заработал. И для перевозчиков «пряники» в том числе. В частности, субсидии на возмещение затрат, недополученных доходов. Для этого стоит лишь заключить соглашение с министерством и договор с краевым оператором, выигравшим конкурс на обслуживание СТК. Перечисляться субсидия должна каждые три дня на основании отчетов оператора. И даже плата за услуги оператору в 2,9 процента, по данным ведомства, компенсируется из бюджета края перевозчику. То есть с них полностью снята нагрузка.

Прибавьте сюда еще и то, что при определении условий конкурса на право организации льготной оплаты проезда министерством было учтено мнение перевозчиков об интеграции новой системы в уже действующую программу по безналу. Так почему же транспортники до сих пор не выстроились в очередь в минсоцзащиты за соглашением? Что же им еще надо?

Технический вопрос стороны обсуждали неоднократно, но к общему решению так и не пришли. В связи с чем оператор «Новое поколение» согласился выдать свои считывающие устройства транспортникам для расчета по СТК. Перевозчиков перспектива обвесить кондукторов валидаторами под разные виды карт абсолютно не привлекает, и они отказываются подписывать соглашение.

Кстати

Право на социальную транспортную карту в крае имеется у 368 тысяч человек, из них 280 тысяч пожилые люди и региональные льготники.

Взять да поделить

— Самая сложная ситуация с внедрением СТК в Хабаровске, — докладывает Ольга Ушакова. — Чтобы не выдавать экипажам дополнительное оборудование, на краевого оператора была возложена обязанность интегрироваться в действующую в городе систему, которую обслуживает городской оператор — МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр». Его партнерами являются ПАО «Сбербанк» и ЗАО «Золотая корона». Если «Новое поколение» просит 2,9 процента за свои услуги, то партнерам городского оператора перевозчики платят 5 процентов. ПАО «Сбербанк» выставляет условия интеграции, что перевозчики будут платить 2,9 процента «Новому поколению», а тот, в свою очередь, доплачивать 2,1 процента владельцу программы ПАО «Сбербанк». Это одна из причин, почему нет договоренности. 

Депутатам предложили одобрить проект решения, в котором рекомендуется организовать работу по возбуждению административных дел по фактам отказов перевозчиков осуществлять поездку по СТК по ст. 14.8 Административного кодекса РФ. «За» проголосовали все, кроме одного воздержавшегося.

Штрафы по этой статье для должностных лиц — от 500 до 1 000 руб., для юридических лиц — от 5 000 до 10 000 руб. Правда, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю Татьяна Зайцева напомнила, что раз соглашение между перевозчиками и минсоцзащиты не заключено, то и ответственность за неисполнение постановления наступить не может.

Суд да дело

Накануне заседания в краевой думе о социальной транспортной карте говорили в стенах другого ведомства — в арбитражном суде. Здесь разбиралось обращение регионального отделения УФАС, которое усмотрело в конкурсной процедуре нарушения антимонопольного законодательства.

— Мы поддерживаем позицию УФАС, — говорит Павел Тесельский, директор МБУ «ХМНИЦ». — Считаем, что конкурсная документация была не проработана, и минсоцзащиты не принимает никаких действий, хотя победитель конкурса не выполняет пункт контракта по интеграции. Почему то, что написано в техническом задании, не является обязательным к действию? Мы ходатайствовали, чтобы ведомство представило документы по исполнению «Новым поколением» условий конкурса.

Пока суд не вынес окончательного решения. Следующее заседание назначено на 15 января. 

Прямая речь

Елена Шадуя, исполнительный директор ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков» Хабаровска:

Хабаровские перевозчики готовы возить льготников, но пока мы не подписываем соглашение, потому что порядок должен исполняться при внедрении самого проекта. Мы высказали свои предложения минсоцзащиты и краевой думе. В первую очередь, необходима интеграция в уже существующую программу. Пока не договорятся между собой две коммерческие структуры: владелец программы и краевой оператор, с места дело не двинется. Как вариант, можно запустить проект льготного проезда по картам МИР — эксперимент, проведенный в краевом центре, показал, что удобно и самим пассажирам, и транспортникам, и не требует дополнительных затрат и оборудования. Самый крайний случай — расторгнуть министерству договор с оператором и объявить новый конкурс. Ответа на наши предложения мы не получили. 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)