Темы номера
Не только помогать сортировать мусор, но и рассказывать о способах его переработки теперь смогут специалисты детской библиотеки им. Гайдара.
В учреждении по инициативе Хабаровского отделения Всероссийского общества охраны природы открылась лаборатория сбережения ресурсов — уникального образовательного пространства, задача которого — вовлечение детей и взрослых в практики раздельного сбора и переработки отходов.
Завод, только маленький
Как отметил председатель Хабаровского отделения ВООП, депутат краевой думы Владимир Сидоров, это уже десятая лаборатория на счету организации.
— Запустить ее мы смогли благодаря поддержке, полученной от администрации города в виде муниципального гранта социально ориентированным НКО на реализацию проекта «Создание лаборатории сбережения ресурсов на базе городской детской библиотеки им. А. Гайдара», — уточнил Владимир Олегович. — Сумма помощи составила 300 тыс. руб., которые пошли на приобретение комплекта учебного оборудования, а также дидактических и демонстрационных материалов, которые передали библиотеке. Причем выбор неслучаен, ведь именно эта библиотека стала центром притяжения местных сообществ и инициативных групп в области сортировки отходов и переработки вторсырья.
В день открытия решили не разрезать красных ленточек, а организовать мастер-класс для учеников гимназии № 6, чтобы вовлечь их в раздельный сбор отходов. Провести его взялась активист организации Людмила Тихонова.
Она сообщила, что очень важно сортировать мусор и давать ему вторую жизнь.
— Здесь у нас мини-завод по переработке пластиковых крышечек, который состоит из шредера для их измельчения и термопресса для запекания готового изделия, — объяснила Людмила Сергеевна, после чего запустила шредер и предложила ребятам выступить в роли работников завода.
Сам аппарат очень похож на электромясорубку, которая быстро превращает в крошку крышечки от бутылок разного диаметра. Примерно так же их перемалывают на перерабатывающем заводе, только механизм и объемы там в разы больше. А из готовой крошки делают малые архитектурные формы, тазы и ведра, сайдинг, декоративные панели и даже столы со стульями. Участникам же мастер-класса предстояло сделать брелки.
Удивительное рядом
Эколог-общественница показала образцы, а потом предложила ребятам пофантазировать и поэкспериментировать, заполняя силиконовые формы крошкой разных цветов. Гимназисты охотно принялись за дело, помня о том, что насыпать надо с горкой, ведь при нагревании и прессовке воздух будет вытеснен и объем уменьшится в несколько раз.
Кто-то из ребят решил сделать черепашку с разноцветным панцирем, кто-то — розово-голубого мишку, а кто-то — птичек с ярким опереньем. Процесс творческий, к тому же юным экологам надо было учитывать, что лицевая и обратная стороны будут разными по текстуре и цвету.
— С термопрессом работаю сама: чтобы расплавить пластик, его надо разогреть до температуры выше 200 градусов, — предупредила Людмила Тихонова. Она взяла заготовки у школьников, поочередно составила их и накрыла силиконовым ковриком для выпечки, объяснив, что он поможет сохранить аппарат чистым.
От момента закрытия пресса до получения готовых изделий должно пройти 15—20 минут. В это время общественница продолжает знакомить ребят с тем, какие еще отходы перерабатывают и что из этого получают. Например, из ненужной одежды делают тряпки для уборки, а из изношенных автомобильных покрышек — покрытия для спортивных площадок. Пластиковые бутылки сначала перерабатывают в гранулы, которые используют в различном производстве. Так, известный всем наполнитель для курток и пальто синтепон — результат переработки таких гранул. Из стекла можно сделать стеклянные изделия или утеплитель для зданий. Многое ребята слышали впервые и искренне удивились тому, что из пластиковых бутылок делают даже одежду.
С такими открытиями время ожидания пролетело незаметно, брелоки запеклись и затвердели, поэтому ребятам осталось обрезать лишнее (обрезки, кстати, снова отправляются в шредер) и просверлить дырочку — брелок готов.
— Наше учреждение уже более двух лет дружит с экологами, — отметила директор городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара Галина Мигда. — Началось все с просветительской лекции, после которой мы решили предоставить помещение библиотеки для проведения акции «Раздельный сбор». Жителям понравилось, и теперь ежемесячно у нас проходит такое мероприятие, посещают его до полутора тысяч человек. Ведь задача библиотеки — просвещение, в том числе и экологическое. А благодаря лаборатории, которая теперь у нас есть, мы сможем наглядно показывать нашим читателям, что отходы можно использовать повторно. Уверена, что, повзрослев, они пополнят армию тех, кто придерживается осознанного потребления, сортирует и сдает мусор на переработку.
Получив готовые поделки, все участники мастер-класса пообещали включиться в раздельный сбор отходов, а крышечки собирать с особым старанием и приносить в библиотеку. Расходились довольные, с сувенирами и с вопросом: «Когда следующий мастер-класс?»
Узнать, когда в библиотеке им. А.П. Гайдара пройдет очередная акция «Раздельный сбор», можно в ТГ-канале учреждения и в группе «РазДельный Сбор Хабаровск».