Темы номера
В день рождения принято дарить подарки и награждать лучших сотрудников. И эта дата не станет исключением. Нагрудного знака Международной ассоциации специалистов горизонтального направленного бурения «За заслуги в области ГНБ» удостоены мастер и оператор установки ГНБ специализированного ремонтно-строительного цеха Дмитрий Каландюк и Алексей Муранский.
Слесарь с высшим образованием
Мальчишки железнодорожного поселка Литовко обычно стараются устроиться на работу на станции. Дмитрий Каландюк вначале решил закончить профильный вуз и стать дипломированным специалистом. По распределению его отправили слесарем на бамовский участок, который заканчивался в рабочем поселке Волочаевка-2.
— Тогда на железной дороге сплошь и рядом так экспериментировали, — говорит Дмитрий Альбертович. — Но я нисколько не жалею, что прошел эту школу, освоил профессию слесаря. Поскольку я учился по договору, то мне необходимо было отработать три года. Где трудился, там же в слесарной и жил первое время, пока не подыскал комнату. Помимо депо обслуживали все инженерные коммуникации в поселке. Практика помогла набраться опыта, изучить все системы водоснабжения и водоотведения. Конечно, они там не такие, как в городе, а в миниатюре, но основа у всех одинакова. Потрогал, что называется, руками каждую трубу, знал, где и как крутить гайки, изучил каждый колодец и каждую задвижку.
Старание и желание работать заметили, назначили Дмитрия мастером. Но в новой должности показать знание профессии толком не удалось — инфраструктуру начали передавать в муниципальную собственность, и тут же последовало сокращение. Он уехал в Хабаровск, где оказался востребованным более чем ожидал. Частная компания, в которую устроился Дмитрий Каландюк, ремонтировала и строила сети на подряде у МУП «Водоканал». Тогда же и появилось желание перейти туда: впечатлили размах и возможности этого предприятия.
— Поскольку я всегда добиваюсь чего хочу, то и здесь сложностей для себя не увидел, — делится Дмитрий. — В это время в «Водоканале» вовсю осваивали новый метод прокладки труб — горизонтально направленное бурение. Пока отработали все моменты до автоматизма, шишки, конечно, набили. Но без них ни одно начинание не обходится. А тут опускаешь бур под землю и не знаешь, что ему встретится на пути. Хорошо, если рядом какие-то колодцы и можем откачать воду, если пробили старый водопровод. На чертежах сейчас не всегда обозначено то, что проложено в прежние годы на нужных глубинах. Обязательно надо уточнять. А если мы бурим на протяжении даже 100 м, можем пересечь несколько коммуникаций и вскрыть каждую нет возможности. Топосъемки тоже устаревшие: приезжаем порой на место бурения, по карте там чистое поле, а на самом деле уже микрорайон построен. Но это все мелочи. С такими машинами, которые, у нас на предприятии имеются, мы любую задачу выполним.
Главное, для Дмитрия Каландюка — его интересная работа. И правильно ее организовать для шестнадцати подчиненных — основная задача мастера. Этим он и занимается каждый день, сейчас на улицах Барабинской и Геодезической, где вскоре появятся новые коммуникации.
Права на установку
Оператором установки ГНБ Алексей Муранский стал не сразу. Закончив ПТУ в Бурятии, он какое-то время там же и работал в воинской части слесарем-сантехником. Однообразие не доставляло удовольствия, хотелось масштаба и значимости сетей. Тут как-то позвонил брат из Хабаровска, который трудился в «Водоканале», и пригласил Алексея, дескать, давай приезжай, нам специалисты всегда нужны. Но оказалось, что стать полноправным членом большого коллектива предприятия не так и просто. Сначала Алексея взяли временно слесарем АВР, да еще и разряд понизили. Но он старался показать себя в работе, безотказно и с хорошим качеством выполнял любые задания. И это сыграло положительную роль.
— Когда пришла первая буровая установка, ею должен был кто-то управлять, — рассказывает Алексей Муранский. — Предложили мне. Обучал всем премудростям Гранит Мустафин, за что я ему очень благодарен. А потом еще отучился в Казани при Международной ассоциации специалистов ГНБ, получил допуск и так называемые права, позволяющие работать на этой машине.
Тут ведь надо не только рычаги переключать, нужно уметь разбираться в тех смесях, которые засыпают в раствор при запуске бура. Под каждый грунт свои дозировки, и Алексей безошибочно их определяет.
— Гель, который образуется при бурении, во-первых, держит саму шахту для прокладки в дальнейшем трубы, а во-вторых, выталкивает на поверхность грунт, — объясняет принцип действия механизма Алексей. — Для небольших диаметров используем на конце бура пилот, а когда диаметр увеличивается — ставим ример, с его помощью расширяем отверстие. Сначала один, потом другой, пока шахта не окажется нужного размера. Все видно в кабине оператора на дисплее. Мне очень интересна работа, в отпуске скучаю по ней. Буду учиться и дальше, сейчас в техникуме, потом в институте — нужно больше знать, чтобы еще лучше трудиться и передавать свой опыт.
В МУП «Водоканал» есть все условия и для повышения квалификации, и освоения новых профессий. Гарантирует предприятие и все социальные выплаты своим сотрудникам. Поэтому нет здесь текучки и нехватки персонала.
— Ребята — профессионалы высокой квалификации, отлично разбираются в современной технике и машинах ГНБ, — дал оценку своим сотрудникам начальник ремонтно-строительного цеха Александр Маслов. — Они долгое время занимаются этой работой и чувствуют, где и как бурить, по движению снаряда и отдаче установки понимают, какой впереди грунт, есть ли препятствие, нужно ли переместить технику. Одним словом, доверие к ним полное. Они это знают и выполняют свои задачи только с хорошим качеством.