Темы номера
В этом году краевой столице исполнится 165 лет, и наша редакция решила к юбилею вспомнить по алфавиту известные и не очень события, названия и просто слова, связанные с нашим городом. И сегодня очередь буквы «м».
Сколько смысла в этих именах
Главная улица Хабаровска носит фамилию графа Муравьева-Амурского, который 13 лет верой и правдой служил Отечеству, укрепляя дальневосточные границы. А на Амурском утесе ему установлен памятник, открытие которого состоялось в 1891 году. Бронзовая фигура графа выполнена в натуральную величину. На церемонии присутствовал цесаревич, будущий император Николай II. Памятник стал самым крупным по размерам монументом в дореволюционной России — его высота достигала 16 метров.
В 1925 году Дальревком принял решение о сносе скульптуры графа Муравьева-Амурского. Восстановили ее лишь в 1992-м.
Улица Муравьева-Амурского меняла свое название несколько раз. Изначально называли ее Средней горой, потом Хабаровской, Большой. После смерти самого известного Приамурского генерал-губернатора жители решили дать ей его имя. Но когда к власти пришли большевики, улицу вновь переименовали, назвав ее Карла Маркса. И лишь в 1992 году историческому центру вернули прежнее название.
Кроме улицы Муравьева-Амурского, в Хабаровске еще почти 70 улиц, переулков и проездов начинаются на букву «м». Среди них немало знакомых имен: Морозова П.Л., Малиновского, Мате Залки, Мичурина, Маяковского, Менделеева… И о каждом можно рассказать многое.
Наследство Тифонтая
На пересечении улиц Советской и Калинина стоит здание, известное в Хабаровске как бывший мукомольный завод купца китайского происхождения Тифонтая. Старожилы поговаривают, что его призрак появляется здесь и сегодня…
Тифонтай занимался коммерцией в городе с 1873 года: покупал и продавал недвижимость, разворачивал производство. Это был честный, открытый и надежный человек и торговец, принявший российское подданство, к тому же очень богатый. Он имел паровые каменные мельницы в Хабаровске, Харбине и на Квантунском полуострове, макаронные и табачные фабрики, электростанцию, винокуренный, кирпичные заводы, владел Корфовской и Краснореченской каменоломнями, цирком, двумя театрами, кабаками и ресторанами, 50 каменными домами. Но разорился во время Русско-японской войны
Мукомольный завод был одним из самых передовых предприятий дореволюционного Хабаровска. Он держал лидерство и в советское время. Но после пожара в 2008-м здание разрушилось почти полностью. К очередной годовщине со дня образования города в 2011 году культурно-исторический памятник на улице Советской — контору торгового дома «Тифонтай и К» отреставрировали, осовременив и одновременно сохранив элементы дореволюционной архитектуры. Группа молодых хабаровских архитекторов, предложивших это смелое решение, удостоилась награды — диплома «ДВ Зодчество — 2011» и поездки в Москву на международный фестиваль «Зодчество».
Комплекс на улице Советской включает в себя мельницку, макаронную и табачную фабрики, контору и жилой дом Тифонтая.
В Хабаровске с пониманием относятся к исторической ценности этого ансамбля архитектуры и потихоньку его восстанавливают.
Венец Транссиба
— Мост через Амур считается инженерным чудом света, — говорит бывший начальник Дальневосточной железной дороги, почетный гражданин Хабаровска Михаил Заиченко. — Еще его называют венцом Транссиба: построенный как завершающее звено самой протяженной в мире магистрали, он открыл сквозной путь поездам от западной до восточной границы России.
Подготовка к строительству моста началась в 1912 году, а закладка состоялась в 1913-м. Предстояло установить 18 ферм, которые весили 18,2 тыс. тонн, на опоры ушло более 85 тыс. куб. м бутового камня и щебня, цемент возили из Спасска. На строительство отводилось 2 года и 2 месяца, но помешала Первая мировая война. К тому же немецкий крейсер потопил в Индийском океане пароход «Кортейк», который вез две последние фермы, их пришлось заказывать вновь.
5 октября 1916 года тысячи горожан устремились на берег Амура, куда уже направлялся специальный поезд с приамурским генерал-губернатором Гондатти, духовенством, строителями и почетными гостями. Мост освятили и движение по нему открыли.
Во время Гражданской войны, когда партизаны покидали Хабаровск, два мостовых пролета взорвали. Отремонтировали его и восстановили лишь в марте 1925-го
Идея построить двухъярусный мост над Амуром возникла еще в 1960-е. Но только через десять лет руководство ДВЖД вновь подняло вопрос о реконструкции, приступили к которой лишь в 1992 году. Работы шли без остановки движения, что потребовало множества нестандартных инженерных решений. В мае 1997-го завершилось возведение опор. На их строительство ушло 58 тыс. куб м монолитного и сборного железобетона, около 25 тыс. тонн металлоконструкций, 200 тыс. элементов конструкций, миллион различных болтов, а общая длина сварочных швов составила 19 км. 27 июня 1998 года первую очередь моста сдали в эксплуатацию. Полностью реконструкция завершилась через год, когда достроили автодорожную часть.
Уважаемые читатели, а какие слова у вас ассоциируются с Хабаровском? Давайте составлять алфавит «Город от А до Я» вместе! Ждем ваших вариантов на почту imirosh@rambler.ru или на номер WhatsApp 8-924-112-10-31.