Темы номера
По данным управления экономического развития Хабаровска объем отгруженных лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях в городе, увеличился за год на 50%. Только за два последних месяца этот показатель достиг 470 млн руб. С чем связан невероятный рост? И что вообще сегодня происходит на рынке медицинских товаров?
Директор хабаровского филиала благовещенской компании «АМК» Елена Немараева в этом бизнесе уже восемь лет. Она считает, что как бы медицина ни развивалась и ни шагала вперед, всегда есть вещи, которые нужны ежедневно. Технологии могут меняться, но шприцы останутся, столики для процедур не выйдут из моды, а стоматологические установки будут покупаться не реже, чем раньше. Речь может идти только о каких-то конструктивных новшествах, но это случается довольно редко.
Вирусные продажи
Елена Алексеевна уверена, что на активизацию рынка сильно повлияла пандемия коронавируса, появилось много компаний, которые торгуют очень маленькими группами медицинских товаров. Например, перчатками, масками, неткаными простынями и салфетками. А в нише медицинского оборудования, мебели и прочего, то глобальных игроков не появилось. В основном работают те, кто в состоянии поддерживать ассортимент, содержать склад с большими остатками, имеет определенный опыт и ресурсы. Помимо оборотных средств, денег, вложенных в товар, это еще и помещения, и люди, и связи. Конкурентное преимущество больших компаний в том, что человек пришел и сразу купил — не надо заказывать, ждать, искать, Кроме всего прочего, основные потребители специфических товаров — медицинские центры —появляются в Хабаровске с завидной периодичностью.
— Не было месяца, чтобы мы не оснащали какой-нибудь из них. Со временем они же становятся покупателями расходных материалов. А вообще, если говорить о стабильности бизнеса, его клиентоориентированности, то в нашем случае 50 процентов успеха зависит от сложившихся годами связей, — рассказывает Елена. — Нравится покупателю наш подход и ассортимент — он будет сотрудничать, даже поменяв место работы. Я считаю, что человеческие отношения — это самый большой ресурс.
Все не пересчитать
Вообще рынок медицинского оборудования и принадлежностей в Хабаровске на удивление стабилен. Наверное, это в первую очередь связано с тем, что число товаров на нем просто огромно — десятки, сотни тысяч наименований.
— В нашей отрасли все хорошо. Основная часть товаров производилась и производится в России и странах СНГ. Медицина в государстве была и остается в числе приоритетных направлений, поэтому в поставках мы не почувствовали изменений, — поделилась Елена Алексеевна. — Что касается цен, то надо признать — скачки были. Мы никуда не денемся от доллара. Наша экономика так или иначе к нему привязана. Даже отечественные производители зачастую используют зарубежные комплектующие и импортные компоненты (механизмы, ингредиенты).
Помимо этого многие производства размещены в Китае. В первую очередь расходные материалы, нетканые изделия. Да и латекс, природный каучук, никто не производит, за исключением нескольких стран.
— Сегодня наш тренд можно отнести к числу восходящих. Особенно это проявилось в пандемийный период, когда медицинские товары были крайне востребованы. А у нас и складские запасы имелись, и долгосрочные отношения с поставщиками — все было ориентировано на рост прибыли и развитие предприятия. Мы привыкли работать системно, предусматривая не только сезонность, но и другие причины увеличения спроса на те, или иные группы товаров, — рассказывает Елена Немараева. — К тому же, не стоим на месте. Появляются новинки — стараемся изучить спрос, закупаем пробные партии, предлагаем покупателю сравнить и сделать выбор в пользу лучшего качества.
Просто надо работать
Стратегия такова, что если рынок идет вверх, то и компания вынуждена за ним следовать, если вниз — приходится реагировать сразу же. Для бизнеса с двадцатилетней историей это важно. Здесь ценят своего покупателя, и задирать цены не стремятся, хоть иногда и есть соблазн заработать на той или иной ситуации.
В большей степени подобные предприятия ориентированы на малый и средний бизнес: медицинские центры, стоматологические, косметологические, массажные, врачебные кабинеты. Также они работают с городскими и краевыми учреждениями через электронные площадки, участвуют в торгах по государственным закупкам.
— Наша задача — дать возможность приобрести в Хабаровске простые, понятные вещи для медицины, — продолжает рассказ Елена Немараева. — Поставляем стоматологические установки, аквадистилляторы, дефибрилляторы, оборудование для дезинфекции, автоклавы, сухожаровые шкафы, стерилизаторы. Большой спектр приборов для очистки воздуха — рециркуляторы , ультрафиолетовые обеззараживатели открытого типа, кислородные концентраторы . Для населения и медицинских учреждений продаем приборы для измерения артериального давления.
При этом кадровой политика «АМК» достаточно проста.
— При приеме на работу мы придерживаемся точки зрения, что все люди обучаемы. И если у претендента есть желание получить знания, работать с людьми и помогать им, мы даем шанс профессионально рости, — делится опытом Елена Немараева. — Стажеры имеют замечательную возможность погрузиться в процесс, изучить товар, перенять опыт у тех специалистов, которые проработали пять и более лет. Помимо этого, отправляем на обучение в головной офис в Благовещенск. Раз в три месяца специалисты оттуда приезжают в Хабаровск для обмена опытом и внедрения новых товаров и технологий.
Стоит отметить, что текучки на предприятии нет. Есть обычные жизненные движения, но в основной своей массе персонал не меняется. Некоторые специалисты работают с момента образования компании, а большая часть — не менее семи лет. Как говорится, стабильность — признак движения вперед!