Темы номера
Хабаровская компания «Лесные продукты» вошла в число лучших экспортеров нашего региона по итогам 2019 года.
Предприятие существует на рынке с 1998-го и специализируется на выпуске пищевой продукции из натурального сырья.
— Прежде всего это заготовка и переработка меда, — рассказывает генеральный директор компании Евгений Хрустов. — В общей сложности у нас представлены 19 наименований: как обычный мед, так и с натуральными добавками — лимонник, элеутерококк, пыльца, прополис и т.д. Также занимаемся изготовлением продуктов на основе дикоросов — сиропов, десертов, желе. Кроме того, перерабатываем папоротник, он представлен в вакуумной упаковке в виде пресервов.
Логистический аргумент
На этапе становления предприятия объемы выпуска были небольшими, и хватало сырья от заготовителей Хабаровского края. Однако со временем местной базы стало недостаточно, а потому пришлось искать поставщиков по всей России.
— Мед у нас дальневосточный, а вот дикоросы не только местные, некоторые приходится завозить из тех регионов, которые специализируются на крупномасштабных заготовках, — продолжает Евгений Хрустов. — География широкая: Алтайский край, Вологодская область и другие.
Основной рынок сбыта для предприятия — дальневосточный макрорегион. Причем это не точечные продажи, а работа через крупные торговые сети, которые способны дать достойные объемы.
— Пытаемся выйти и на другие регионы, — делится руководитель компании. — Ближайшие по логистике — Иркутская область, Забайкалье. Очень трудно зайти в центральные регионы — Москву, Санкт-Петербург. Это связано с дорогостоящей логистикой, плюс само производство на Дальнем Востоке обходится недешево, ведь многое надо везти с запада.
Например, раньше выпускаемая продукция разливалась в стеклянную тару, которую приходилось завозить из города Камышина Волгоградской области. Но в прошлом году совместно с краевым сельскохозяйственным фондом компания реализовала проект, позволивший перейти на ПЭТ-банку собственного производства.
Переломная веха
Кризис 2014 года сыграл свою роль в развитии предприятия. С одной стороны, в результате снижения реальных доходов населения спрос на продукцию стал сокращаться. В итоге объем продаж снизился на 30—40 процентов. С другой стороны, открылись экспортные возможности, не в последнюю очередь из-за ситуации с курсом рубля.
— До этого Россия была импортером меда. Очень много поставок осуществлялось из Китая, Украины, Молдавии, но затем ситуация изменилась, и наш мед стал конкурентоспособным по цене, — объясняет Евгений Хаустов. — Сегодня для нас основной партнер — это Китай, что логично. КНР — ближайший сосед, с которым РФ пытается выстроить отношения по увеличению товарообмена. Что касается Японии, то здесь ситуацию сдерживают, по всей видимости, внешнеполитические разногласия. В свое время мы поставляли туда папоротник и мед, однако сейчас это практически не удается. Сказывается и наша технологическая отсталость.
Реформа отрасли
В итоге от всей производимой продукции за границу отправляется лишь 5—8 процентов, в лучшие годы — до десяти. Зайти на рынок масштабно пока практически нереально, и на то есть объективные причины.
— К сожалению, в нашей стране целенаправленно не занимались экспортом меда, не создавались инфраструктура и технологии, соответствующие требованиям международных рынков, — говорит Евгений Хаустов. — К примеру, до 2019 года отечественным ГОСТом не были предусмотрены характеристики, которые учитываются в мире: уровень содержания антибиотиков, пестицидов. Не была создана сеть лабораторий, способных проводить такие анализы. Эта работа только начинается.
Как следствие, качество меда сейчас далеко от идеала. Большинство пасек — это небольшие личные подсобные хозяйства, работающие по технологиям середины прошлого века.
— И это самая большая проблема, — сетует Евгений Хрустов. — Чтобы выстроить всю цепочку и наладить масштабный экспорт, нужно начинать с пчеловодства, провести реформу пчелохозяйств. Для этого мы еще в 2011 году организовали свою пасеку, где отрабатываются современные технологии. Далее надо создать такую систему, которая бы позволяла выпускать качественную продукцию, начиная с пасеки и заканчивая переработкой и реализацией. Мы уже готовы предложить краю оптимальный проект пчелофермы и вообще всей структуры. Это может быть реализовано в виде агропромышленного кластера. В начале текущего года я обратился с соответствующими предложениями в министерство сельского хозяйства Хабаровского края и администрацию города. Хотелось бы, чтобы уже в 2020-м начались первые шаги по воплощению этой идеи в жизнь. Без такого реформирования о масштабном экспорте говорить не приходится.