Темы номера
600 тыс. руб. штрафов заплатили банки за нарушение законодательства в сфере рекламы в 2022 году.
Об этом рассказали специалисты антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
Все ли средства хороши
— Финансовые организации выводят на рынок все больше новых продуктов, но при их реализации не всегда соблюдают требования действующего законодательства, — рассказывает начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю Оксана Власкина. — Самое популярное нарушение на протяжении многих лет — умалчивание всех условий, которые могут повлиять на решение человека взять кредит или вложить деньги. В наружной рекламе, например, применяют микротекст, метод скоротечной бегущей строки или короткое время трансляции.
Как правило, крупного шрифта удостаиваются цифры выгодной процентной ставки по вкладам. И правда, трудно пройти мимо баннера, с которого тебе предлагают положить финансы под очень высокий процент. А вот уточняющая сноска располагается обычно внизу, размер и цвет букв при этом таковы, что разглядеть их трудно даже человеку с отличным зрением.
Кстати, такие уловки могут повлечь за собой крупные штрафы, которые накладываются как на физических, так и на юридических лиц.
— В этом году мы возбудили 22 дела об административных правонарушениях в отношении организаций, предоставляющих финансовые услуги, — отмечает Оксана Николаевна. — Среди тех, кто не соблюдает закон, шесть банков.
Как правило, такая реклама располагается на баннерах вдоль дорог и предусматривает импульсивное восприятие. Пешеходы, водители и пассажиры общественного транспорта должны схватывать информацию мгновенно, подняв голову или выглянув из окна авто.
Еще одна частая уловка — короткое время трансляции уточняющей информации в видеороликах на цифровых билбордах или ТВ. К примеру, недавно Хабаровское УФАС привлекло к ответственности банк, реклама которого включала условия, транслирующиеся пять секунд. Этого времени для восприятия недостаточно, поэтому организацию наказали штрафом в 300 тыс. руб.
Также нередки случаи, когда банки не пишут на рекламных продуктах часть условий вообще, что тоже является нарушением.
— Существует единое требование для всех финансовых услуг: если указано одно из существенных условий, должны быть и все остальные, — комментирует Оксана Власкина. — Когда речь идет о вкладах, банк обязан рассказать не только о процентах годовых, но и о минимальной сумме, которую человек может под них положить.
Не банком единым
Требования законодательства в сфере рекламы регулярно нарушают и те, кто выдает небольшие суммы «до зарплаты». Микрозаймовые организации несут такую же ответственность за свою рекламу, как и банки. Как правило, к Новому году ее количество на улицах города, в транспорте и СМИ резко увеличивается. Проценты, которые могут набежать при пользовании услугами, чаще всего головокружительны: можно взять десять тысяч сейчас, а отдать сто потом. И об этом практически никогда нельзя узнать в рекламе.
Ломбарды, которые тоже относятся к финансовым организациям, вправе только давать займы и хранить ювелирные изделия. Тем не менее можно встретить рекламу, в которой говорится об их готовности выкупить, обменять или продать драгоценности. Этого они делать не могут, объясняют специалисты.
— Деятельность ломбардов регулируется Банком России, — рассказывает Оксана Николаевна. — А он, в свою очередь, направляет обращения к нам, мы разбираемся.
Хватит это терпеть!
Пожалуй, самое часто встречающееся нарушение — звонки, рассылка СМС и электронных писем банками. Порой кредит могут предложить сразу несколько разных организаций в день. Причем необязательно быть их клиентами.
— Если нет согласия абонента на получение рекламы, звонить ему не имеют права, — комментирует Оксана Власкина. — Так что организацию вполне можно привлечь к ответственности. Если вам надоедают назойливые предложения, запишите разговор, возьмите детализацию звонков у оператора связи и обращайтесь к нам.
Расследование таких дел для Хабаровского УФАС не в новинку. За последние годы были наказаны десятки тех, кто злоупотребляет телефонной связью в рекламных целях.
— У нас большой опыт по доказыванию подобных нарушений, — рассказывает руководитель Хабаровского УФАС Татьяна Тютянина. — Центральный аппарат УФАС России зачастую даже наделяет нас полномочиями по расследованию и возбуждению дел в отношении других регионов.