Меньше отходов — больше доходов
logo

Темы номера

Меньше отходов — больше доходов

Петр МАЗУР

Сделать Хабаровск городом образцовой чистоты поможет эффективная экономика замкнутого цикла.
На одной из городских территорий с удовольствием наблюдал, как жильцы засыпали в контейнеры отсортированный мусор. В краевом центре уже около трехсот площадок для раздельного сбора ТКО на придомовых территориях, и их число растет. 

Чему учит опыт

Поклониться хочется людям, очищающим город. А сколько добра пропадает! Одно битое стекло чего стоит. Предприятия Новосибирска дают за него хорошую цену. В ходу на сортировке три фракции: стекло, пластик и картон. Для повторного производства такое сырье особенно ценно. 
Ежегодно в России образуется больше 50 млн тонн мусора. Забиты полигоны, на которые при всех передовых технологиях переработки все еще вывозится подавляющее большинство этого добра. Таковы данные крупнейшей в стране и самой технологически продвинутой компании — регионального оператора «Хартия». В реализации национального проекта «Экология» ее сеть использует самые современные технологии, научные достижения и разработки. Словом, школа для регионов. 
Все это, конечно, здорово. Некоторые эксперты даже твердят, что мы приближаемся к экономике замкнутого цикла. Но впечатление другое: будто на тридцатилетнем отрезке времени проскочили нужный поворот. Практика-то была будь здоров! Взять Амурский целлюлозно-картонный комбинат, ставший, как большинство промышленных предприятий, жертвой былой разрухи. Сульфатное производство комбината работало на щепе здоровой и качественной древесины. Целлюлоза шла на экспорт и раскупалась влет. Рядом пристроили сульфитное производство. Отходы от щепы, корни деревьев, остатки от вырубок вплоть до лесного хлама — все шло в дело. На выходе красовался безупречный по качеству гофрированный картон. На эту тару многие предприятия занимали очередь. На огромной площадке предприятия никто в природе не видел следов отходов. 
Второй пример: Солнечный горнообогатительный комбинат давал Союзу 20 процентов олова. Рудник Перевальный, по которому довелось потрястись в вагонетках, выработал свой ресурс. На полную мощность крутились две обогатительные фабрики. Рядом с одной из них в поселке Горном росли аккуратно выложенные холмы отработанной руды, так называемые хвостохранилища. И что вы думаете? Когда рудник выдохся и глубинные оловянные жилы обеднели, «хвосты» стали выручать фабрики. Получилось практически безотходное производство. 

Возвращение хозяина

Впору порадоваться: у доброго дела есть продолжатели. Новый деревообрабатывающий комплекс по выпуску шпона, фанеры и пиломатериалов планируется в поселке Новостройка района имени Лазо. Современное производство затеяло ООО «Тумнинский прииск». Количество наименований будущей продукции впечатляет. Кроме уже названных, предприятие начнет выпускать также топливные гранулы, древесный уголь, дрова для населения. Разумеется, при таком ассортименте продукции производство просто вынуждено быть безотходным. Даже то, что останется после лесопиления, предприятие пустит на свои нужды. Общий объем инвестиций — 757 млн руб.
Есть надежда, что безотходные производства серьезно поддержат территории опережающего развития. К примеру, резидент ТОР «Хабаровск» запустил завод по вторичной переработке полимеров. Имя — «ТН-Пластики». Инвестор — корпорация «Технониколь» — ярый защитник экологии, все для этого делающий. За год предприятие будет перерабатывать до 10 тыс. тонн вторичных полимеров. Продукция пойдет под ноги в полном смысле этого слова. Дело в том, что полученные гранулы полимеров будут применять для производства тяжелых плит в дорожном строительстве. Совладелец и управляющий партнер «Технониколь» Сергей Колесников убежден: экология должна быть на первом месте для всех отраслей производства. Почему это так важно? В России, продолжает он, государственная система раздельного сбора и вторичной переработки еще в самом начале формирования. Но вторичная переработка полимеров и возвращение их в производство просматривается четко. Работы здесь непочатый край. По оценкам экспертов, в стране ежегодно накапливается полимерных отходов от 800 тыс. до 1 млн тонн. А сколько перерабатывается? В Японии — 125 тыс. тонн в год, в Европе — 50 тыс., в России — 10 тыс. И это серьезная проблема. Хабаровский завод должен дать импульс прорывному развитию переработки.
Таков хозяйский подход к делу. Но есть и другое. Многие годы подряд в тайге валили лес-кругляк и вывозили за кордон эшелонами. Да так к этому привыкли, что другой жизни лесорубы и не мыслят: срубил — продал. Отходов нет, доходов — тоже кот наплакал. Государство не выдержало, топнуло ногой — и тут же у добытчиков потекли слезы, дескать, не губите. В итоге продавать кругляк все-таки будем, но этим займется государственная компания.

У краевого центра большие надежды на будущий мусороперерабатывающий завод мощностью до 260 тыс. тонн бытовых отходов в год. Здесь намечается сортировать мусор всего Хабаровска, 30 процентов пустят на вторсырье. А пока все идет на полигоны.

Магия шведского стола

По официальным данным, переработка отходов в стране не превышает 7 процентов. Свыше 90 процентов мусора по-прежнему вывозится на полигоны. Их возможности принимать отходы тают. В семи регионах Дальнего Востока емкости практически закончились. 
В крае 14 полигонов, где ежегодно скапливается до 25 тыс. тонн ТКО. Головная боль — сбор мусора в частном секторе. Была попытка изменить ситуацию специальными желтыми пакетами, которые надлежало закупать домовладельцам. На что только не идут краевой центр и регион, чтобы выйти из ситуации. Промышленные предприятия и различные структуры объявляют соответствующие тендеры, предлагая неплохо заработать. Избавление от кубометра отходов стоит в среднем около 500 руб., разумеется, в зависимости от расстояния.
Процесс, как говорится, идет. В краевом центре сегодня вовсю перерабатывают вторичное сырье. Известна на этом поприще компания «Баск-пластик». На предприятие ежегодно поступает около 220 тонн пластика. Из полученных гранул выпускают новые изделия. При этом производство практически безотходное. Все обрезки идут в дело. Поскольку переработка отходов это промышленный вид деятельности, мэрия предоставляет субсидии для развития. 
Итак, мы подошли к вопросу, который может встать ребром в не таком уж далеком будущем. Если учесть, что в стране перерабатывается лишь 7 процентов бытовых отходов, об экономике замкнутого цикла говорить рано. Сегодня мы плодим мусор такими темпами, что это может привести к настоящей катастрофе. 
Что происходит? Переработка вооружается, как заверяют специалисты, новейшими технологиями. Через какое-то время они запросят максимальные объемы, и что, мы так и будем их все больше подкармливать отходами? Опасный путь. Думается, в этом отношении мир не придумал ничего лучше шведского стола. Положи на блюдечко ровно столько, сколько ты можешь съесть. Так и на производстве. 
Помню фабрику предпринимателя Аркадия Меламеда. Знатные сапожки тачал этот мастер и для мужчин, и для красавиц. С каким азартом и сверхпредельным вниманием размечал и кроил он кожу! На ошибку не оставалось ни лоскутика. Его фабрика процветала. Разве не так должны работать и маленький бизнес, и большая компания? Процветание там, где нет отходов, или чем их меньше, тем больше доходов и комфорта для проживания. 



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)