Место встречи изменить нельзя?
logo

Темы номера

Место встречи изменить нельзя?

Ирина ТРОЦЕНКО

Отмена бесплатного проезда для пенсионеров Хабаровска негативно сказалась на сети магазинов «Ветеран».

Это один из факторов, повлиявших на снижение товарооборота и размера покупок в сети. Второй — наступление на город магазинов низких цен.

Скидка превращается…

Все это делает из «Ветеранов» обычные магазины шаговой доступности. Хотя создавались они как некие продуктовые центры притяжения пенсионеров, готовых добираться до них хоть несколько остановок ради хороших скидок. Цены-то на товары в сети ниже, чем в других. Теперь смысла в таких поездках нет — все, что сэкономишь на покупках, «съест» общественный транспорт.

Товарооборот по предприятию ООО «Магазин «Ветеран» в сравнении с 2018 годом снизился на 59,4 млн руб. При этом количество покупок, наоборот, выросло на 20 процентов. То есть покупать стали больше, но тратить предпочитают меньше.

Депутаты городской думы попытались разобраться в этом на заседании комитета по социальным вопросам.

— Первый специализированный продовольственный магазин «Ветеран» открылся в 2000 году в канун празднования 55-летия Победы, — рассказала Ольга Щетинина, заместитель начальника управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации Хабаровска. — Сейчас в городе шесть таких магазинов в разных районах. Это почти 2 300 кв. м площади, где насчитывается 98 торговых мест. Реализация товаров осуществляется с применением минимальной торговой надбавки, установленной учредителем — АО «ЦИТ». Это стало возможно в связи с тем, что в магазинах представлены все отрасли пищевой промышленности города и края, которые самостоятельно, без посредников, осуществляют реализацию своей продукции.

Мониторинг каждую неделю ведет сам магазин и сравнивает с социально значимыми торговыми точками. Почти всегда сравнение в пользу «Ветерана». Ежемесячно проводит свой мониторинг и администрация города. В случае выявления необоснованно высокой цены составляются акты для принятия мер.

— По результатам мониторинга по 20 позициям из 24 утвержденных правительством необходимых социальных наименований цена ниже, чем на Центральном рынке. Я думаю, это показатель, — уверена Ольга Павловна. — Если сравнивать с «Самбери», то ниже по 14 позициям. А с «Самбери» конкурировать очень сложно.

Не сдается наш гордый

Борьбу с конкурентами «Ветеран» не прекращает. Так, с декабря в магазине на «Павленко» работает ярмарка выходного дня. Причем начинается она с пятницы и длится по воскресенье включительно. На ярмарке представлена продукция местных фермеров: овощи, соленья, молочка и мясные полуфабрикаты. Все свежее и по демократичным ценам.

Депутатов заинтересовало, на каких условиях размещаются предприниматели в магазинах.

— Почему коммерческим структурам сдается муниципальное имущество? Почему это вставляется в конечную стоимость продукта? — спрашивает депутат Игорь Соколов.

— Магазину «Ветеран» все имущество передано в безвозмездное пользование, и оно сдается в аренду предпринимателям, — объясняет Сергей Гришин, директор АО ЦИТ. — В стоимость квадратного метра заложены обслуживание помещения, отопление, работа персонала. Все это согласовывается с бизнесменами и зависит от расположения торговой точки.

— Имущество ЦИТа передано безвозмездно магазину, чтобы ценовая политика была ниже, и можно было людям купить товары дешевле, — рассуждает спикер городской думы Михаил Сидоров. — Я считаю, что 1,5 тыс. руб. для предпринимателя — очень большая сумма.

Привели в пример ТЦ «Оазис» в районе остановки «Топографический техникум». В нем, по словам парламентариев, за аренду берут всего 800 руб., а в нескольких метрах от него в «Ветеране» — уже 1 500.

— Но заметьте, что предприниматели идут в оба магазина, — парирует Сергей Гришин. — Люди знают, что в договор уже все включено и с них не потребуют дополнительной платы. Они понимают, что работают с администрацией города, и чувствуют себя защищенными. ЦИТ и мэрия создали условия для предпринимателей, чтобы они могли работать в «намоленных» местах.

Целый мир у прилавка

В чем же, кроме стоимости товаров, выражается «намоленность» сети?

Магазины низких цен сильно проигрывают «Ветерану», создавшему свой мирок. У первых — коробки с товарами и отсутствие уюта. ЦИТ совместно с руководством ООО «Магазин «Ветеран» приняли решение оформить все шесть торговых точек в едином стиле. Переоснащение действующих объектов позволит повысить уровень обслуживания и создать более комфортные условия для горожан. А горожанам там действительно комфортно.

В качестве одной из мер повышения популярности сети думцы предложили реализовывать товар онлайн, но руководство магазина возразило: по их словам, в «Ветеран» пожилые покупатели ходят не только за продуктами, но и за общением. Потому-то начальство зорко следит за имиджем — за прилавками должны стоять лучшие из лучших: вежливые, терпеливые, профессиональные.

— Магазин «Ветеран» — это свой мир, — убежден директор ЦИТа. — Наши покупатели — люди в основном старшего возраста, для них обязателен личный контакт, они против того, чтобы мы делали дискаунтер, когда ты сам выбираешь и пробиваешь чек. Им надо перекинуться парой слов с продавцом, поговорить с другими покупателями. Посмотреть, какой товар лучше взять. В интернете и так много площадок, которые занимаются доставкой продуктов и готовой еды. А пожилые люди там встречаются, общаются, их нельзя этого лишать. Для них и скамейки установлены специально.

Депутаты заявили, что на днях проведут видеоопрос горожан, которые пользуются услугами сети, узнают, чем они довольны, а что хотели бы изменить. Ролик затем разместят в общем доступе. Пока же присутствующая на заседании председатель городского совета ветеранов Людмила Коробова высказала свое мнение о «Ветеране» как о магазине, где всегда свежая продукция, аккуратно и комфортно.

— Депутаты подняли важный вопрос социальной направленности, — подчеркнула Людмила Ивановна. — Важно, что нет сбоев в работе магазинов "Ветеран". Это место встречи ветеранов, там создан свой моральный климат. Это очень ценно для людей старшего поколения.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)