Темы номера
На суд общественности вынесли проект по преображению питомника им. Лукашова.
Сегодня он хоть и носит гордое звание памятника природы, вид имеет заброшенный, а местами все больше напоминает что-то уж совсем неприличное.
Статус можно изменить
Спасти питомник решили в краевом минприроды, в чьем ведении находится объект.
— Сейчас в питомнике разрешены только работы по выращиванию саженцев, в министерстве предложили сменить статус памятника природы на природный парк, тогда будет возможно провести рекреацию территории, — объясняет Ирина Макеева, специалист управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Хабаровска. — Сделать это можно после общественных обсуждений, которые мы помогли ведомству организовать. Информировали население о проведении заранее, чтобы люди могли ознакомиться с проектом, который был размещен на сайте министерства.
Собрание с гражданами формально называется итоговым, когда у них есть возможность высказать свои предложения. Сразу предупредили: высказаться дадут всем, но не факт, что все замечания пойдут на экологическую экспертизу.
Грузите мусор самосвалами
Питомник памятником природы стал в 1997 году, тогда же получил статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) краевого значения.
— Почти 20 лет там не велось никаких работ, — рассказывает Алексей Сабитов, председатель комитета по охране природных ресурсов министерства Хабаровского края. — Учреждение, которое выращивало саженцы, обанкротилось, и за это время никто не выразил желания их дело продолжить. Мы проводили обследование территории, понимаем его ценность, поэтому речи об огульных вырубках не идет. Тем не менее территория нуждается в реформировании, и организация ограниченной рекреационной деятельности могла бы дать питомнику вторую жизнь. Сейчас там нет инфраструктуры, но ее потребуется создать. Вы сами знаете, в каком состоянии находится питомник. Мы проводим рейды, штрафуем за свалку мусора и захламление, но это не помогает. Дважды в год организуем субботники, порядка 200 человек обычно принимает в них участие. С тяжелой техникой и погрузчиками — иначе бы не справились. Мусор вывозим самосвалами, и каждый раз ситуация повторяется. Понятно, что это происходит, в том числе, и потому, что на территории нет никакой хозяйственной деятельности.
Висит груша
Минприроды предложило свое видение будущего питомника. Территорию в 163 га поделить на три части. Под природоохранную зону, где продолжат расти яблоки, груши и прочие фрукты, коими некогда славился лукашовский питомник, отведут 29 га. Еще 100 га — под проведение мероприятий, допустим, спортивных (это разрешается в правилах ООПТ). На оставшихся землях можно вести хозяйственную деятельность. В частности, пустить вагончики детской железной дороги, которая могла бы пройти по кругу. И пассажирам будет, что посмотреть в окошки, и питомнику хорошо — все под надзором. Но все это при условии, что питомник из памятника станет парком, оставаясь при этом особо охраняемой природной территорией.
Кстати
В Хабаровске расположены 24 ООПТ местного значения и пять краевого.
Бурное обсуждение началось практически сразу. Припомнили, что в былые времена площадь питомника была значительно больше. Но вернуть ее к прежним цифрам уже не удастся, потому рьяно взялись отстаивать то, что осталось.
— Это история садоводства нашего края, — выступил хабаровчанин Александр Рыкин. — Оно является исторической и культурной ценностью. Обязательно надо сохранить питомник и памятник поставить Лукашову.
За груши высказались все, а вот перспективу соседства с железной дорогой, пусть и детской, почему-то не оценили.
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
— Мы этими грушами, яблоками и абрикосами кормили фронт, а сегодня по питомнику уже ходят тысячи людей, как по парку, и ведут себя многие не должным образом: шашлыки жарят, мусорят, — взял слово Виктор Сайков, председатель хабаровского краевого союза садоводов. — Мы просим организовать плодопитомник таким, как он был. И выращивать в нем саженцы для дачников. Создать научную лабораторию, музей, и под плодопитомник отвести не менее 50 га, начиная от могилы Лукашова. От посторонних потребуется оградить забором, и здесь нам поможет железная дорога. На такую территорию не менее 10 км забора понадобится, а у РЖД деньги есть.
Представитель РЖД, в свою очередь, подтвердил: да, готовы навести порядок и поддерживать, но для этого нужно пустить туда детскую железную дорогу.
— Подчеркиваю, что проект экологический, и вагоны работают от аккумуляторов, а не на топливе, — заверил начальник службы управления персоналом Дальневосточной железной дороги Максим Екименко. — Мы не сможем зайти туда, если не будем соответствовать всем экологическим нормам. А объект важен для детей, которые смогут на нем заниматься. Сейчас дорога имеет короткий отрезок и проходит мимо жилой зоны, создавая людям дискомфорт. Если вы считаете, что не нужно этого делать, парк останется в прежнем состоянии.
— У нас общая цель, мы желаем сохранить участок живой природы, — пытался убедить собравшихся первый замминистра природных ресурсов Андрей Стрельников. — Самое простое решение возложить все на край, но краевой бюджет все не вытягивает! Идеально было бы возродить садоводство, дорожки по краям сделать, чтобы не навредить. Но вы же понимаете, что на это нет денег!
Обсуждения длились около трех часов, но к единому мнению так и не пришли. Предложения от граждан принимаются еще в течение месяца — их можно оставить в журнале комитета краевого министерства. Затем на их основе будет сформирован проект, который отправится на экспертизу.