Модель человека нужного
logo

Темы номера

Модель человека нужного

Нина ЖИГУНОВА, фото автора

Кто сегодня должен воспитывать детей и молодежь, что необходимо поставить во главу воспитательного процесса и какие духовно-нравственные ценности надо формировать у подрастающего поколения?

Об этом шла речь на заседании экспертного круглого стола по теме: «Воспитание детей и молодежи в современных условиях», который собрал на площадке Дальневосточного института управления — филиала РАНХиГС представителей научного сообщества, органов власти всех уровней и общественников.

Якоря для молодых

Целью круглого стола стало обсуждение и выработка рекомендаций по развитию совместных программ и проектов, направленных на воспитание и развитие детей и молодежи в новых реалиях. А первым слово взял заместитель директора Дальневосточного института управления — филиала РАНХиГС по научной и воспитательной работе, к.с.н., доцент Юрий Березутский, который отметил, что в последние год-два серьезные акценты в отношении образования и молодежной политкии, развития духовно-нравственных ценностей делаются на самом высоком уровне. Для этого корректируются и трансформируются соответствующие законы. А наиболее значимым стал подписанный в ноябре 2022 года Указ президента РФ об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В нем исчерпывающий перечень традиционных ценностей российского общества, в основе которых гражданское единство, сплоченность, ценности социального служения. Но современная молодежь, по мнению экспертов, находится в смысловом пространстве индивидуализма, и преодоление этой социальной угрозы задача непростая, но важная

— Нас уже много лет волнует проблема оттока молодежи из Хабаровска и с Дальнего Востока в целом, и мы постоянно проводим исследования, выясняя, что заставляет одних покидать родину, а других подвигает связать с ней свое будущее, — объяснил Юрий Владимирович. — Опираясь на полученные данные, мы определили пять так называемых социальных якорей, которые удерживают молодых людей здесь. В значительно меньшей степени из края стремятся уехать те, кто профориентирован, проявляет социальную активность, занимается предпринимательством, имеет семью и детей, хорошо знает историю своей малой родины. И как оказалось, все социальные якоря секутся с основными постулатами президентского указа.

То есть для того, чтобы молодой человек захотел жить и работать в крае, ему нужно понимать, что профессионально востребован, он должен быть вовлечен в жизнь территории, знать ее историю, культуру, традиции, достопримечательности, он должен чувствовать поддержку своего развития и иметь семью. Вывод напрашивается сам собой, чтобы остановить отток молодежи, необходимо обеспечить эти пять социальных якорей, которые удержат (в хорошем смысле этого слова) ее здесь.

Избавьте мир от заблуждений

Председатель краевой думы, профессор Ирина Зикунова остановилась на законодательной составляющей, подчеркнув, что все азы заложены в Конституции РФ, где в том числе указано, что воспитание — это право и обязанность родителей, неправильно перекладывать это на школу.

— Сегодня мир изменился, а мы много лет воспитывали детей в духе ценностей, порожденных рыночными отношениями, и сейчас вот так просто через нормативные документы развернуть и завернуть все назад мы не сможем, — заметила она. — Воспитание — это процесс постижения того, как должно, на образцах поведения. Мы обязаны сами быть воспитаны в том духе, о котором сейчас говорим. Нужно проводить большую духовно-просветительскую работу, которая должна обеспечить связку поколений. Это сейчас главное.

Также она подчеркнула, что с нормативной основой в нашей стране все в порядке, написаны все правильные слова, созданы документы, механизмы есть, а деньги запланированы.

Но с ней не согласилась общественница, доктора педагогических и кандидата физико-математических наук Нина Поличка, заметив, что в нашей стране сегодня много говорят о гражданственности, но в законе определение этого понятия не закреплено. Поэтому каждый педагог, школа, вуз начинают трактовать его по-своему.

— Уточняйте понятия, вы избавите мир от заблуждений, — подчеркнула она.

Золотые стандарты

В какой-то степени этому способствует реформа образования в том числе введение ФГОС и так называемого золотого стандарта — единой программы и учебников для всей страны. Первые привязывают результаты к реальным навыкам, а второй позволит избежать разнотолков и упростит ребенку обучение в случае смены места жительства.

Заместитель мэра Хабаровска по социальным вопросам Ольга Мильчакова рассказала о стратегии развития воспитания в России, в которой обозначены приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей.

— У нас реализуется городская программа воспитания и социализации учащихся, аналогичные есть и во всех муниципальных школах, — отметила она. — Это церемонии поднятия флага и исполнения гимна страны, и классный час «Разговор о важном», участие детей в акции «Письмо солдату». В краевом центре действуют 70 молодежных военно-патриотических клубов, в которых занимаются более четырех тысяч юношей и девушек. Неотъемлемыми компонентами воспитания остаются и формирование экологической культуры, интереса к своей малой родине, активное включение в жизнь города и решение его проблем через конкурс проектов «Хабаровск наш».

Завершая свое выступление, Ольга Николаевна предложила представителям вузов партнерский проект по подготовке актива детских и молодежных общественных объединений в летних профильных сменах.

С теорией воспитания и его понимания в разные эпохи участников круглого стола познакомила доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала Виктория Вальковская. Она уверена, что воспитание без идеологии невозможно. Причем идеологическая платформа должна формироваться государством и показывать модель человека, который востребован в современном обществе и нужен своей стране. А ценности необходимо облечь в форму идей, дающих понимание того, зачем это самому человеку и его стране.

Мы от этого в непростые девяностые прошлого века отступили, и теперь надо возвращаться, но ценности и менталитет мгновенно не меняются. Для тог, чтобы общество нормально развивалось в единой системе ценностных координат, должна произойти без ломки смена трех поколений.

По итогам разговора, состоявшегося на круглом столе, будет подготовлена резолюция, которая должна помочь определить векторы работы с молодежью.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)