На берегу волшебства
logo

Темы номера

На берегу волшебства

Дарья УЛАНОВА, фото автора

Молодая художница Виктория Иконникова открыла в «Арт-подвальчике» вторую персональную выставку.

― Когда я стала много рисовать? ― задумывается девушка. ― Да, наверное, сразу! Все началось в студии «Пирамида» при гимназии № 7, куда меня отдала мама, потому что увидела мои первые художественные попытки. Там мы творили и постоянно устраивали совместные выставки под руководством педагогов Ольги Зайцевой и Ирины Иконниковой. Которая, кстати, потом стала моей свекровью. Но когда мы в седьмом классе познакомились с Арсением, ее сыном, я, конечно, об этом даже не догадывалась…

Когда художники пыхтят

Вместе они покоряли детский международный фестиваль «Новые имена стран АТР», а теперь ― городские стены: у них семейная студия коммерческой росписи.

― На самом деле мы что только не делали: и на почте работали, и музыку играли, и даже занимались игрушками, ― перечисляет Виктория. ― Но потом послали запрос в космос: хотим работу, которая нам нравилась бы, приносила удовольствие, а главное ― с которой мы бы справлялись хорошо. А что мы умеем всю жизнь? Рисовать! И тут к нам стали один за одним приходить заказы. Вот так все получилось, по наитию…

И это только звучит легко. Думаете, шутка ― преображать «Космопорт» в парке им. Гагарина? А десять фасадов в новом жилом микрорайоне близ центра «Южный парк», от 16 до 25 метров каждый?

― Да, мы работали вдвоем, и на каждую стену у нас было всего два-три дня, ― вспоминает художница. ― Стояла жара в 30 градусов, а вышка работала только с 10 до 18 часов, в самое пекло. Так что мы обматывались мокрыми тряпками и пыхтели. Но все это отступало в сторону перед ощущением, что мы делаем что-то крутое, украшаем город, когда к нам подходили люди и благодарили за свои дома. В общем, сложно, но интересно. Как и вся жизнь.

Так что теперь, когда ей говорят, что персональная выставка ― это трудно, она только усмехается.

Три мира в одной голове

Иконникова4.jpg

В «Арт-подвальчике» разместилось около 40 работ, которые делятся на три больших блока: реалистичные этюды маслом с натуры, сказочные сюжеты и яркие абстрактные композиции. Виктория назвала выставку «Между мирами», и тут на самом деле нет творческого пафоса или нарочитого желания показать все грани своих способностей. Она просто действительно так живет ― в трех мирах сразу.

Первый ― тот, который она видит глазами. В нем много тишины, неба и невероятных хабаровских закатов. У вас ведь бывают такие моменты, когда бросаешь все, хватаешь телефон и бежишь снимать окружающую красоту? Тут то же самое, только Виктория хватает этюдник.

― Некоторые работы пишу очень быстро, ― говорит девушка. ― Это то, чем хочется делиться с другими. В природе творится невероятное, а люди так часто этого не замечают!

Она специально выделяет время, чтобы заметить: Виктория заядлая рыбачка. Правда, стоит с удочкой не ради улова, а ради созерцания и ощущения, будто все вокруг замирает.

Но это не значит, что в ней ничего не бушует: абстракции ― как раз мир ее эмоций. Экспрессивные мазки, насыщенные цветовые пятна ― отражение внутренних штормов.

― Моя арт-терапия, ― уточняет художница. ― Так случилось, что три года назад не стало моего папы. И мне нужно было расписаться, погрузиться в творчество — это стало для меня спасением.

Ну а третий мир — ее сны, собственная мифология.

Следите за рукой

Иконникова1.jpg

Здесь немалая роль отдана кролику — мягкому и нежному символу детской наивности. А еще есть героиня — девушка с азиатскими чертами лица. Вот она погружена в себя на картине «Скольжение по снам» — самой большой на выставке и одной из любимых. Большой кролик спит у ног, маленького она прижимает к груди. Вместо правой руки у нее крыло, а на голове — гнездо с девятью яйцами.

— Всегда любила читать и сочинять сказки, но при этом мне достаточно сложно объяснить, что я имею в виду, когда рисую, — говорит Виктория. — Сейчас попробую. Крыло — это полет, фантазия. Левую руку у девушки я изобразила натуралистично: считается, что если во сне ты видишь свои руки, то таким образом входишь в пространство грез. Я через этот образ впускаю зрителя в свое пространство. Яйцо — символ начала, а девять — мое любимое число.

На работе справа кролик уже не белый, а золотой, сильный и крылатый.

— Это уже больше заяц, чем кролик, — улыбается автор. — И сейчас мы смотрим мой сон в буквальном смысле: я увидела этот сюжет в мельчайших деталях.

А вот полотно «Ночная церемония» — загадка даже для самой художницы:

— Видите два берега? Один из них, ближний, — сказочный, тут существа из волшебного мира готовят свою королеву к обряду — не знаю, какому, но что-то будет происходить. Они пришли к богине леса — здесь она в образе луны, и у нее есть имя: Эрху. А через реку мир более реальный, и оттуда за происходящим тоже кто-то наблюдает. Но мы, зрители, находимся на берегу волшебства.

Постоять на нем, к слову, можно до 15 ноября.