Темы номера
Как ни крути, а самоизоляция усилила наше творческое начало. Например, писательское. Сегодня число книг, которые публикуются через платформу «ЛитРес: Самиздат» крупнейшего в России и СНГ книжного сервиса «ЛитРес», достигает двух тысяч в месяц. И с начала пандемии там каждый день появляется пара новых сочинений про коронавирус.
— На сайте, безусловно, есть авторы из нашего региона, но посчитать их трудно: географические данные они указывать не обязаны, и общая статистика не ведется, — объясняет модератор платформы «ЛитРес: Самиздат» и бывшая хабаровчанка Мария Кузьмина. — Однако я несколько раз видела в текстах знакомые локации и топонимы — таким образом и понимала, что автор земляк.
Сочинения эти весьма остросюжетны: история про черную машину-убийцу, орудующую на трассе Хабаровск — Владивосток, триллер о том, как два непуганых парня в неподходящий момент полезли в башню Инфиделя, и местами невероятные приключения журналиста местного телеканала.
Рюрик, зомби и галлюцинации
В пятерку популярных жанров они, правда, не входят.
— Здесь у нас места распределяются следующим образом: в безоговорочных лидерах современные любовные романы, потом любовные фэнтези и фантастика, затем просто фантастика (там много космоса), — перечисляет Мария. — Замыкают список так называемые литературные РПГ (книжные интерпретации прохождения компьютерных игр). Ну и напряженная обстановка последнего времени принесла нам много постапокалипсиса.
Оно и понятно: давно известно, что писательство — хорошая психотерапия, и если излить свои страхи на бумагу, будет уже не так тревожно и боязно.
— Мир в таких произведениях в основном уничтожает ядерная бомба или захватывают инопланетяне, — продолжает модератор. — Причем часто присутствует интересная региональная компонента: после огромного взрыва остался один Курск, в Воронеже появились оборотни, в Брянскую область вторглось древнее космическое существо. Теперь почти всюду инфекция: иногда авторы меняют ей название, а иногда так и пишут: коронавирус.
Тут повороты тоже очень любопытные. От книжного варианта COVID-19 в воображении писателя-любителя люди не только мгновенно падают замертво, но и вполне могут отрастить лишние уши. Хотя чаще они все-таки превращаются в зомби — это, как ни крути, классика, без которой современный приличный апокалипсис представить трудно.
Впрочем, он проник и в другие жанры — да, в фэнтези и любовные романы тоже. Девушка, застрявшая на Кипре из-за закрытых границ, крутит роман сразу с двумя странными мужчинами. Внук, отправленный помогать деду в самоизоляции, на досуге ищет град Китеж и клад Рюрика. Ну а почему нет? Некоторые вообще сразу признаются честно: «История в десяти галлюцинациях».
— Порой вирус присутствует в тексте только подспудно, зато авторы очень выразительно описывают какие-нибудь альтернативные методы лечения типа прикладывания волшебного стекла к спине, — продолжает Мария Кузьмина. — Тогда мы обязательно ставим метку, что не несем ответственность за эти фантазии, а для лечения и профилактики нужно консультироваться с врачом.
И все почему-то беременны
Сейчас, по ее словам, вирусная волна в любительской российской литературе начинает успокаиваться:
— Люди возвращаются к своим космическим просторам и магическим школам. В фэнтези, кстати, особенно популярны ведьмы, хотя иногда по старой привычке еще встречаются вампиры. В любовных романах главные героини почему-то постоянно беременны — видимо, эта тема особенно волнует авторов-женщин. Недавно, между прочим, попался весьма необычный сюжет. Дело происходит в Казани, где у женщины в положении есть очень противный мужчина-начальник, который постоянно ее донимает. Тогда она в сердцах желает ему забеременеть самому, и… так и происходит! И она сама начинает отыгрываться на будущем папаше.
Также в личном топе самых необычных книг у Марии повесть о дружбе мальчика и девочки с ментальным расстройством, серия сказок о русской бюрократии, стилизованных под народные, фантастический роман о совместных потомках орлов и кентавров (как им это вообще удалось?) и документальный детектив, основанный на изучении пенсионных реформ со времен СССР.
— В общем, никогда не знаешь, что встретишь в следующий раз, — улыбается она.
Все-таки наш креатив неистощим.