Темы номера
За три месяца на строительстве ТМ-35 выполнен колоссальный объем работ.
Развернуто сразу шесть участков от ТЭЦ-3 до улицы Совхозной. Проложено уже 300 м воздушной теплотрассы и 180 подземной, сварено около 300 стыков, сваи забиты и на них уже смонтированы почти все железобетонные опоры вместе с неподвижной верхней частью, так называемыми ростверками. Подъездные пути обустроены к каждому участку, куда завезено почти 40 тыс. куб. м грунта, проложены просеки, под которые пришлось вырубить 1,5 тысячи деревьев, доставлена труба к местам прокладки методом прокола под дорогой.
Как все начиналось
Строительство, начавшееся еще в декабре 2022 года, временно пришлось приостановить из-за несовершенства проекта. Возобновили работу на объекте в январе 2024-го, параллельно дорабатывая документацию. А ведь без этой тепломагистрали вводить в эксплуатацию новые жилые дома, которые сейчас активно возводят в жилмассиве Ореховая Сопка и вдоль Воронежского шоссе, нельзя. Подключать их к имеющимся ТМ-31, 32 и 33 невозможно из-за того, что действующие трубопроводы просто не справятся с нагрузкой.
Строительство ТМ-35 стало возможным после заключения концессионного соглашения между ООО «Интеллектуальные коммунальные системы», входящим в группу компаний «Полипластик», и правительством Хабаровского края. Стоимость контракта более 5,4 млрд руб., протяженность трассы 10 675 м. Генеральный подрядчик ООО «Современные системы реновации» («ССР»).
— Конечно, в таком темпе работать сложно, — говорит руководитель строительства по Хабаровскому краю Сергей Иванов. — Но выбора у нас нет. Обязательства сдать тепломагистраль к началу отопительного сезона выполним, мы от своих слов не отказываемся. Знаем, какая ответственность на нас лежит. Но почему-то лежит она только на нас. А вот к проектировщикам не предъявили претензии за несовершенный проект. На год стройка сместилась.
Наверстывая упущенное
Сейчас на каждом из шести участков работа не прекращается весь световой день, 140 работают человек. Плюс приехала сварочная колонна с автоматическими орбитальными станциями и спецоборудованием. Она сегодня отваривает контрольные стыки и переключается на трубу. За неделю специалисты по 1,5 км проходят. Такой скорости ни у кого нет. Мощности наращены колоссальные, «ССР» умеет трудиться. Только прошлогодний оборот компании составил 87 млрд руб.
Сварочная бригада осваивает сейчас участок вдоль Березовского шоссе. Она готовит металлические беседки, чтобы уже завтра заводить туда трубы и выполнять на них работы. Ни ветер, ни дождь в таких условиях не помеха. Стройплощадка растянута более чем на километр. Именно на этом участке и произойдет стыковка с начальным трубопроводом ТМ-35, который сейчас Хабаровская ремонтно-механическая компания собирает на территории ТЭЦ-3.
— Здесь установлено уже 134 ростверка, осталось залить еще 32, нижние опоры для трубы практически готовы, — объясняет Сергей Александрович. — Грунт, правда, очень обводненный, постоянно откачиваем. Хорошо работать, когда ничто не мешает, сухо и нет никаких пересечений с другими сетями. А здесь кабельных линий полно, газопровод проложен, мы им мешаем. Каждый раз надо брать бумажки с разрешением и допуском на тот или иной участок земли.
Все в движении
Следующий объект от 167-й опоры до 240-й расположен за коттеджным поселком на улице Автомобилистов в Березовке. Еще в марте здесь только забивали сваи, а сейчас трубопровод уже лежит на опорах. На участке все в движении: трубоукладчики, краны, укладывают сваренную на земле плеть сети и переносят ее на неподвижные опоры. Параллельно специалисты «Аскотехэнерго», лаборатории диагностики сварки, проверят стыки швов.
— Вначале шло активное бурение земли и забивка свай, — рассказал начальник участка Олег Ершов. — Первые фундаменты под неподвижные опоры залили 9 февраля. Всего их готово 88; где бетон набрал стопроцентную прочность, укладываем трубопровод. Здесь очень жесткий контроль всех видов работ. Наши сварщики занесены в реестр, владеют всеми видами сварки, имеют именные клейма. Но даже с такой квалификацией, прежде чем зайти на линию, обязаны сварить тестовый стык. Монтаж идет участками. Укрупненная сборка ведется на земле. Процесс долгий. Потом уже четыре человека готовят основной стык в течение суток, и только после этого можем монтировать трубопровод дальше. Параллельно продолжаем готовить неподвижные опоры, бетонируем закладные опоры и узлы под тепловые камеры.
Аварию укажет сама ТМ-35
После завершения строительства эта тепломагистраль станет самой современной, с электронными датчиками, которые сейчас устанавливаются по всей сети. Трубопровод с кабельным выводом приходит с завода, а на месте на него ставится специальный прибор учета, который собирает и передает информацию по всем аварийным ситуациям.
Здесь же на субподряде трудится СК «Монолит». Для этой компании работа не в новинку.
— Это мы устанавливали неподвижные опоры, на которые сейчас монтируем трубопровод, — объяснил начальник участка Максим Токарев. — Подобной стройки в Хабаровске еще не было, здесь много нового и современного в техническом плане, поэтому работать интересно, но ответственно.
О проблемах на самом верху
На двух других участках тоже идет процесс. Рядом с переездом на улице Совхозной, где находится пункт слива канализационных стоков МУП «Водоканал», через неделю начнется подготовка к проколу под железнодорожными путями. Дорога отсыпана, просека под надземную часть трубопровода готова, траншеи для подземной прокладки выкопаны, трубы завезены. Небольшое озеро, образовавшееся после таяния снега, уберут помпами.
За АЗС на Совхозной трубопровод смонтируют в подземных траншеях. К его укладке здесь все готово. Размах грандиозный.
Казалось бы, ничто не сдерживает строительство. Каждый день подвозят новые комплектующие и материалы. Большегрузы буквально в очереди стоят на Трехгорной, чтобы заехать на основную базу и разгрузиться. Специалисты со всей страны едут сюда, чтобы включиться в процесс. Проезд им оплачивают, проживание, питание, доставку к месту работы и спецодежду тоже, да и зарплаты более чем достойные. На уборке дороги от грязи постоянно трудится тракторная щетка, которая метет и чистит проезжую часть. Все отлажено даже в мелочах, но нет, проблемы еще остались и появляются чуть ли не ежедневно.
— СК «Талан» на Воронежской не пускает нас делать прокол, там половина земли им принадлежит, половина нам. — сетует Сергей Иванов. — Компания грозит судом, если мы зайдем. С железной дорогой, принадлежавшей ранее ГВСУ № , тоже проблема. В свое время разрешение на прокол под полотном военное ведомство выдало, а сейчас собственник поменялся и не пускает на свою территорию. Мы написали необходимые письма в краевое министерство ЖКХ, но пока подвижек нет. А на нашем уровне проблемы не решаются. Плюс ко всему с 13 апреля для наших большегрузов проезд в дневное время закрыт, поэтому возим трубы только ночью, с 22.00 до 8.00.
Один подрядчик против 23
— В нынешнем сезоне «Хабаровские тепловые сети» проведут капитальный ремонт и реконструкцию на 23 участках магистральных трубопроводов в общей сложности около 10 км, — прокомментировал главный специалист городского управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций Андрей Унтерберг. — А ТМ-35 по протяженности больше, и ее нужно достроить до конца сентября. Объем работ огромный, но руководство компании «Современные системы реновации» уверено, что свои обязательства выполнит. Посмотрев, как организован процесс, можно надеяться, что так и будет. Темп работ очень высокий, буквально за три месяца сделано достаточно много. Проблемы начальник строительства озвучил, потребуется помощь города, мы обязательно подключимся.
К тому же строительство ТМ-35 на контроле президента страны. Государство на софинансирование выделило. 3,5 млрд руб., поэтому Владимиру Путину еженедельно докладывают о том, как здесь обстоят дела. Да и сроки сдачи никто не отменял.