На тонкой грани реставрации
logo

Темы номера

На тонкой грани реставрации

Екатерина БОРТНИКОВА, фото автора

«Это бумага 1817 года из Германии. А вот отечественная 1833 года, заметен герб Российской империи», — показывает на свет листы Елена Голышева.

Реставрация1.jpg

Она с первого взгляда может отличить бумагу XIX века от современной. Потому что Елена Валерьевна — специалист по реставрации книг в Дальневосточной государственной научной библиотеке. Вместе с коллегами за год она восстанавливает десять особенно ценных печатных изданий и рукописных документов.

Парадокс материалов

А еще она никогда не ошибается: одно неправильное действие может превратить уникальный книжный памятник в подделку.

— Здесь мы реставрировали переплет, — она показывает старообрядческую книгу 1909 года в черной коже: вставки реставратора отличаются буквально на четверть тона. — Кожу использовали похожую, но не такую же. Кусочки сравнивали между собой, прикладывали по несколько раз, подкрашивали, повторяли...

Все ради того, чтобы соблюсти главное правило реставрации — она должна быть видимой. Так работа превращается в хождение по краю: материал должен быть близок к аутентичному, но отличаться. Бумагу берут на тон светлее, чем в книге, но изготовленную аналогичным способом и близкую по возрасту. Листы XIX века из запасов, что показала Елена Валерьевна, берегут для самых старинных изданий.

— Содержание тоже восстанавливать нельзя, — объясняет заведующая Центром консервации документов и изучения книжных памятников ДВГНБ, Александра Воропаева. — Если не хватает половины страницы, то специалист наращивает ее, и оставляет пустой.

— Вот здесь в конце не хватало нескольких листов, — продолжает Елена Валерьевна. — Мы не имеем права вставить новые, поэтому просто оставляем у корешка полоски бумаги. А досточки в переплете те же, что и 112 лет назад.

Страницы не зеленеют

Используют реставраторы, вопреки ожиданиям, самые простые средства: воду, кисточки, сетки, бумагу и мучной клей. Самое экзотическое в списке — спирт, биоцид и раствор карбоната кальция. Поэтому у реставраторов крайне мало экстренных ситуаций — растворов, от которых страницы могут вдруг позеленеть или раствориться, просто нет.

— Спиртом мы убираем отдельные пятна, а биоцидом дезинфицируем страницы, — Елена Валерьевна показывает книгу, на коричневатых страницах которой остались сиреневые круглые пятна. — Это следы от плесени, теперь ее нет, но пигментацию мы убрать не можем — след жизни… А раствор карбоната кальция нужен, чтобы повысить щелочной запас бумаги. На воздухе книга окисляется, листы начинают от этого ломаться. А обработаешь раствором, и она еще простоит.

Но до этого экземпляр должен пройти целый путь.

Даже книги соблюдают карантин

Он начинается с того, что старые книги из других фондов библиотеки свозят в центр.

— Здесь они лежат до реставрационного совета, — указывает на белые металлические стеллажи под лестницей, где тесно сложены стопками книги, Елена Голышева. — Отдельно, чтобы не заразить другие книги плесенью или другими организмами, разрушающими бумагу. Если на совете мы решаем, что документ достаточно ценный, начинаем реставрацию.

Сперва Елена Валерьевна оценивает повреждения. Потом фотографирует переплет, обложку, самые разрушенные элементы и нумерует все листы. Если нужно, расшивает книжный блок.

— Затем книгу надо обязательно почистить, — Елена Валерьевна подходит к рабочему столу с вытяжкой и стенками. За ним сидит еще один специалист и бережно сметает кисточкой с каждой странички грязь и пыль. Вот на бумаге частичка засушенных цветов — ее почти неосязаемым движением снимают лезвием.

— Теперь душ, — она направляется к плоским квадратным раковинам. — Иногда используем дистилированную воду, но чаще неводопроводную горячую. Так она становится мягче и лучше моется

Сушат раз, сушат два…

Реставрация2.jpg

Елена Валерьевна умеет промыть страницу кипятком так, чтобы не потерять ни одной буквы. Ей и обжечься не страшно: лист она кладет на специальную сеточку и замачивает, а затем вынимает сетку и поливает страницу кипятком прямо на ней, пока не пойдет чистая вода. Сушит на этих же сетках, вставив их в огромный стеллаж, как раму с сотами в улей.

Но это не последняя сушка. Чтобы сделать вставки, листы снова смачивают. Затем реставрационную бумагу — тоже мокрую — Елена Валерьевна обрезает скальпелем по форме разрушенных страниц и скрепляет внахлест мучным клеем. Работа ювелирная — нужно добиться совпадения формы, сделать шов не слишком широким и не очень узким.

— Потом мы снова все сушим, уже под прессом, это называется «реставрационный сэндвич» — специалист укладывает на картон фильтровальную бумагу, на нее лист, пропитанный парафином, затем выкладывает восстановленный образец снова парфинированную, снова фильтровальную бумагу и отправляет «бутерброд» под пресс.

Потом книгу сошьют точно через старые отверстия, вставят в переплет, если он был, и в контейнере из бескислотного картона сохранят для будущих поколений.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)