Темы номера
Кто и как поднимет с колен легкую промышленность ДФО.
Для легкой промышленности, одной из наиболее перспективных отраслей в импортозамещении, звезды сошлись. Покупатели резко поменяли спрос, отдав предпочтение российской одежде и обуви. Таких, как показали исследования, свыше 60 процентов. Скажете — экономят. Есть такое, но это не единственная причина тяги населения ко всему российскому.
Едим свое, свое наденем
Конечно, хочется, чтобы стежку оригинальных костюмчика или платьица делали умелые, золотые руки земляков. Социологи и знатоки моды копают еще глубже. Одежда перестала быть культом. Конечно, всегда хочется одеться модно, недорого и со вкусом. Дизайнеры смекнули: пусть деньги будут небольшими, но «конвейерные» одеяния никому не нужны. Одежда должна пахнуть Родиной. Местная легкая промышленность — это притяжение родного уголка земли.
Словом, одеваться хочется душевно, скромно и со вкусом. Помнится, в советском прошлом народ форсил в костюмчиках от хабаровского швейного объединения «Восток». Носили с удовольствием. А каким масштабным было производство: три детских садика содержало. Правда, мешало тогда какое-то своеобразное «начальственное» отношение к одежде.
Помнится, в молодости угодил в партийную структуру. А там к одежде была нешуточная строгость. Без галстука ни-ни! За ношение импортного костюма могла последовать взбучка. Начальство скрывало этикетки. Появиться на работе в куртке считалось дурным тоном. А со мной вообще вышло приключение. Понравились в одном из магазинов сапоги. Купил. Первая поездка в дальний совхоз — и конфуз.
Две работницы конторы зашушукались, дескать, эти крайкомовцы только и пасутся в торговле, гребут все импортное. Ты видела, какие у него сапожки? Сыну такие не купишь.
Зеленым еще был, ранимым. Ничего лучше не придумал, как вернуться, подойти к женщинам и показать на подкладке внутри сапога штамп «Биробиджанская обувная фабрика». Вместе посмеялись, черкнул им адрес магазина в Хабаровске, где полно такой обуви.
Импортная ловушка
А что сегодня? Швейного производства в промышленных масштабах в макрорегионе нет. Практически во всех субъектах ДФО есть небольшие предприятия. На сайте легкой промышленности Хабаровска их около двух десятков. Шьют немного одежду, шторы, чехлы, спальные принадлежности и т.д. Но в целом влияние отрасли на экономику незначительное. В Хабаровске это 0,1 процента общего промышленного оборота. Возрождение предстоит начинать с нуля. А делать это придется однозначно.
Сложность в том, что давит огромная мастерская Поднебесной. Сегодня китайский ширпотреб на каждом шагу. В нелегкие годы российской перестроечной смуты китайские производители выручили наше враз обедневшее население недорогой одеждой. А с другой стороны, лавина сравнительно дешевого ширпотреба смела отечественные предприятия легкой промышленности. Сработало пресловутое «все купим». Купили, но с опозданием. Только-только пошла торговля через интернет-магазины — а уже 70 процентов онлайн- рынка в руках китайцев. К тому же наши «умельцы» осваивают процесс весьма артистично. Владелец одного из городских бутиков Артем Солодовников рассказал, как некоторые продавцы превратились в банальных спекулянтов, умудряющихся закупать одежду в интернет-магазинах Китая и продают ее втридорога землякам. Мы даже не «купаемся» в оставшихся после Китая 30 процентах, мы, к большому сожалению, только посредники.
Кстати
Легкая промышленность снова становится перспективной, интересной для инвесторов. Ведь это отрасль, сильно отличающаяся от других быстрой оборачиваемостью капитала, возможностью дать рабочие места населению, особенно женщинам. В стратегии развития отечественной легкой промышленности поставлена задача к 2025 году удвоить экспортный потенциал.
Когда цена не греет
Давно обещано масштабно запустить в отечественное швейное дело нефтехимию, выпускать волокна и ткани даже качественнее, чем в других странах. Мы все чего-то ждем, а Китай делает. От экспансии зарубежной легкой промышленности уже страдает колорит Востока. К примеру, те же китайцы повадились шить унты для народов нашего Севера. Орнамент почти похож, а мех липовый. Зато цена… Если добротные якутские унты стоят от 15 тыс. до 30 тыс. руб., и нипочем ногам лютые морозы, то китайские втрое дешевле. Зато ходить в них можно только в Сочи.
Контрафакт процветает. Доля подпольно произведенного и ввезенного в нашу страну товара достигла 35 процентов от розничного рынка легкой промышленности. Контрафакт брендовой одежды перевалил за 40 процентов.
Легкая промышленность во многих странах мира — одна из ключевых, доходных, стратегических отраслей. Такой она была в советский период. После девяностых остались осколки. Невольно задумаешься, а каким же образом наращивать внутренний спрос, который во многом призван привести нашу экономику в пятерку ведущих мировых держав. К тому же ситуация будет еще сложнее. Сегодня объемы торговли с Китаем зашкаливают за 100 млрд долл., а в ближайшие годы они могут рвануть до 200 млрд. Как подняться отрасли с колен в такой ситуации? Наверняка потребуется громадная поддержка государства. С частными иностранными инвесторами в этом направлении пока не заладилось. Сказался печальный опыт.
В начале нынешнего века в макрорегион пришли корейские инвесторы. Завезли солидный скарб из технологий, сырья и оборудования. В разных городах округа было открыто 150 предприятий. Инвестиционного запала корейцев хватило ненадолго. Многие работники, особенно швеи, не выдержали изматывающего труда по 12 часов в сутки. Рентабельность предприятий упала до нуля, и корейцы свернули бизнес. Единственный плюс — осталось оборудование, которое еще используется в городах Дальнего Востока.
На рынок надейся, а сам не плошай
Урок впрок: с инвесторами надо работать, дело это тонкое. Хорошо бы через госзаказ. Но рынок контрактов нестабилен. Школы заказывают форму, силовики — обмундирование. Но зачастую тендер выигрывает предложивший меньшую сумму. Затем сыпятся претензии, клеймо падает на предприятия, а то и на всю отрасль региона.
Престиж местной легкой промышленности могли бы поднять торговые сети. В девяностых они от этой роли фактически отказались. Невольно задумаешься: а местный ретейл что-то нарушит, если отдаст предпочтение товарам местной легкой промышленности? Наверняка ФАС намекнет нам на единое пространство для свободной конкуренции.
Хочется напомнить, как это делают продвинутые экономики. Интересуемся у руководителей крупного зерноперерабатывающего комбината Ниигаты (Япония), принимающих делегацию края, как помогает предприятию префектура города. Ответ откровенен: не помогает, а мешает. Заставляет закупать рис, выращенный в окрестностях Ниигаты, что вдвое дороже вьетнамского. Но мы, дескать, понимаем ситуацию: 40 процентов населения города ездит на работу в Токио. Вот так! И никакого намека на всемогущество рынка, который якобы сам все разрулит.
Вывод очевиден: легкую промышленность города и всего макрорегиона мы можем и должны спасти сами. Нужны инвестиции, государственная поддержка и прекрасные товары, которые дальневосточники горячо поддержат рублем. Другого не дано. Но для этого еще нужна основа — надежная покупательская способность населения.
Сегодня специалисты макрорегиона стали участвовать в различных медународных программах по продвижению своих коллекций на зарубежный рынок. Они уже прекрасно показали себя в Париже, Милане, Нью-Йорке. Есть среди них и хабаровские таланты. Лучшее свидетельство того, что отрасль жива и просит подмоги у потребителей, инвесторов и государства.