Надувное дело
logo

Темы номера

Надувное дело

Екатерина ШИРАН

Центральный Банк России посчитал, что за прошлый год финансовый оборот интернет-мошенников составил 1,3 млрд руб. И это только официальная статистика, основанная на жалобах пострадавших. Почему же они имеют такой успех?

— Их основной инструмент — это реклама, — рассказывает Иван Воронин, таргетолог*. — В интернете она опаснее обычных звонков по телефону или предложений лицом к лицу, поскольку таргетированная, то есть прицельная. Пользователю предлагается именно то, чем он интересовался (вывод делается на основе поисковых запросов в Сети). Гораздо больше вероятность, что вы купите что-то, в чем изначально заинтересованы.

АйКофе вместо АйФона

По словам Ивана, существует условно два типа мошеннической рекламы. Первый — когда рекламируют самого обманщика и его услуги. Это гадалки, астрологи и даже интернет-магазины запрещенных веществ. Второй — предложение брендовых товаров на каких-то безумно выгодных условиях. На такую удочку часто попадаются подростки, потому что карманных денег мало, покупка очень желанна, а жизненного опыта, чтобы отличить обман, еще недостаточно.

— Сейчас популярна такая схема: создается сайт под интернет-магазин, в нем продают, например, айфоны по заманчиво низкой цене, — продолжает он. — И пишется на этом сайте, что они, скажем, из Норвегии, поэтому так дешево, что само по себе бредово. На сайт настраивается реклама, магазин работает, и первое время они действительно отправляют телефоны, зарабатывают положительные отзывы. В это время рекламу оптимизируют, добиваются минимальной цены за переход по ней на сайт, приходят туда несколько миллионов людей, смотрят отзывы, покупают… и в лучшем случае получают банку кофе в посылке. Кстати, один знакомый как раз получил такую под мои аплодисменты.

Не доверяй и проверяй

Главное, на что рассчитывают мошенники, — реакция на красивую картинку, желание сэкономить и невнимательность. И чтобы быть уверенным, что деньги не уйдут к неблагонадежному продавцу, надо соблюдать ряд правил.

— Жалоб на организацию дистанционных покупок поступает действительно много, — говорит Светлана Ткаченко, заведующая сектором по защите прав потребителей управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации города. — На консультациях с потребителями выясняется, что они не проявляют должного внимания к продавцу. Нужно помнить, что у интернет-магазина должны быть конкретные данные о регистрации: где, когда и какой орган это сделал. Если таких данных нет или они незаметны, то потребитель имеет полное право их запросить, а продавец обязан их предоставить. Проверить его можно и на сайте налоговой инспекции, где в открытом доступе имеется основная информация о зарегистрированных ООО и ИП.

У Ивана тоже есть свои рекомендации для пользователей:

— Если есть хоть какие-то, даже минимальные, подозрения, то лучше даже не проходить по ссылке и не знакомиться ни с описанием товара, ни с условиями продажи или оказания услуг. Что может указывать на мошенника: у фирмы нет поддержки в социальных сетях и кроме сайта нигде нельзя найти никакой информации о ней, или, наоборот, все происходит только на странице в социальной сети, где слишком красивые комментарии или их нет вообще. Второе, что я рекомендую как бывший сотрудник ФСБ, — это оплачивать покупки только через официальные платежные системы типа PayPal или «Яндекс.Деньги». Таким образом можно и защитить банковские данные, и проследить, куда ушли деньги.

Людям старшего поколения, осваивающим онлайн-покупки, он советует обращаться за помощью к молодым родственникам или знакомым, а подросткам — всегда сообщать родителям о намерении купить что-то в интернете.

Обман уровня Intermediate

Кстати, надувают на рекламе не только рядовых пользователей. Предприниматели, особенно начинающие, часто хотят сэкономить на продвижении своего бизнеса. А поскольку интернет-реклама по соотношению эффективности и стоимости является оптимальным вариантом, они, конечно, обращаются к специалистам по таргетингу. Только среди них нечистых на руку тоже достаточно.

— Такие ребята научились автоматически воспроизводить, например, видеообъявления, которые регистрируются системой заказчика как просмотренные, соответственно, за каждый просмотр заказчик платит деньги, — рассказывает Иван. — Но на самом деле реальный пользователь объявления не видит, его «смотрят» боты**. У ребят в итоге деньги из воздуха. Есть специальные сервисы статистики. Они отслеживают рекламные просмотры и по определенным параметрам вычисляют, смотрела рекламу «мертвая» страница, или за доменом*** есть живой человек. Конечно, сложно в этом разобраться сразу, но, во-первых, всему научиться реально, а, во-вторых, есть специалисты. Не стоит пытаться найти какую-то небывало большую выгоду, это подозрительно. Скупой платит дважды.

Кстати

* Таргетолог — (от англ. target — цель) специалист по «прицельной» рекламе в интернете.

** Бот — специальная программа, выполняющая автоматически или по заданному расписанию какие-либо действия.

*** Домен — адрес или имя сайта или интернет-страницы, является уникальным.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)