Накормить, одеть, обуть
logo

Темы номера

Накормить, одеть, обуть

Андрей ВОЛОШЕНКО, фото автора

За шесть месяцев объемы продаж в розничной торговле Хабаровска увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2022 года с 32,7 млрд до 58,6 млрд руб.

Оборот отрасли без учета деятельности субъектов малого предпринимательства за прошлый год составил 83,9 млрд руб., что на 3,4 млрд руб. больше, чем за 2021-й.

Говорящие цифры

Кроме того, торговая отрасль Хабаровска является лидером по обеспечению занятости населения. На ее долю приходится около 18% работающих горожан, занятых в экономике. При этом среднемесячная заработная плата по предприятиям потребительского рынка в январе — марте достигла 66,6 тыс. руб.

В налоговых доходах бюджета города в прошлом году участие торговли составила около 9%. Пандемия и экономические санкции сказались на показателях, однако, не повлекли ухудшения обеспечения жителей города продовольственными и промышленными товарами. Уход с рынка иностранных фирм, в основном, пришелся на первую половину 2022 года. При этом на смену зарубежным брендам довольно быстро пришли российские.

Как сообщила заместитель начальника отдела торговой политики администрации города Марина Троскалевская, в 2022 году количество отделов с отечественными товарами в Хабаровске в среднем увеличилось на 15%. Анализ оборота розничной торговли в последние месяцы показал положительную динамику. Некоторые фирмы с иностранным капиталом перерегистрировались и вернулись на хабаровский рынок в качестве автономных компаний, что говорит об их заинтересованности в продолжении коммерческой деятельности.

Вкладывать и получать

Начальник управления торговли, питания и бытового обслуживания Хабаровска Олег Тен отмечает, что развитие сферы торговли осуществляется только за счет частных инвестиций. Интерес предпринимательского сообщества к вопросу вложений в эту отрасль остается стабильным.

За 2022 год и пять месяцев 2023-го увеличилось количество объектов у торговых сетей «Близкий» и «Экономыч», проявляют интерес к городу Хабаровску и федеральные ритейлеры, например, в краевой столице работают магазины «Бристоль», «Красное&Белое», «Пятерочка»

Открылись крупные, важные для города объекты — гипермаркет «Реми Сити» (5 900 кв. м) на Краснореченской и торговый центр «Точка Молл» (3 600 кв. м) на улице Трехгорной.

Ценовую доступность основных социально значимых непродовольственных товаров и товаров первой необходимости обеспечивают более 200 магазинов низких цен: «Светофор», «Самбери», «Амбар», «Экономыч», «Близкий». В сравнении с 2021 годом количество магазинов социальной направленности увеличилось на 96 единиц.

По состоянию на 1 июля в городе работают 2 942 магазина торговой площадью 814,1 тыс. кв. м, а также 864 предприятия общественного питания на 44,5 тысячи посадочных мест.

Несмотря на высокий уровень обеспеченности торговыми площадями жителей города, бизнес продолжает проявлять интерес к отрасли, вкладывая инвестиции в строительство новых объектов. В настоящее время в городе ведется возведение торгового центра «Сатурн» площадью более 3 тыс. кв.м. на улице Калараша, магазина «Экономыч» (2,5 тыс. кв. м) на пересечении Амурского бульвара с улицей Дзержинского.

Кроме того, строятся торговый центр в районе
улиц Карла Маркса и Промышленной (1 800 кв. м.), вторая очередь торгово-развлекательного комплекса «Brosko Mall», а также логистический комплекс для маркетплейса Ozon площадью 43 тыс. кв. м в индустриальном парке «Авангард».

Ближе к народу

первая.jpg

Бизнес-сообщество вкладывает средства в строительство новых павильонов и киосков, что играет важную роль в обеспечении населения товарами на условиях шаговой доступности.

— Около 70% малоформатных торговых объектов специализируется на реализации продовольственной группы товаров. Всего на территории города работает 1 290 нестационарных точек круглогодичного размещения, — рассказал Олег Тен. — Кроме того, на весенне-летний период в Хабаровске открывается до 600 сезонных объектов. В бюджет города от размещения киосков и павильонов ежегодно поступает в среднем около 85 млн руб.

На ярмарках выходного дня у ТЦ «ЭкоДом» и «Ореховая сопка», на территории парковки арены «Ерофей», а также на площадках «Фермерских двориков» реализуется продукция непосредственно от местных товаропроизводителей.

В управления торговли, питания и бытового обслуживания знают, что, несмотря на стабильное развитие отрасли, имеются и нерешенные вопросы. Например, в городе все еще осуществляется реализация товаров в не установленных для этих целей местах, а также в нестационарных торговых объектах, демонтаж которых возможен только по решению судебных органов.

Администрация города принимает меры к решению данных проблем. Постоянно проводится работа по пресечению стихийной торговли, в том числе совместно с органами полиции. Так, в первом квартале 2023 года проведено 157 рейдов, пресечена работа 253 торговых точек. В отношении лиц, осуществляющих торговлю в не установленных для этих целей местах, составлено 28 протоколов об административных правонарушениях.

Проводится планомерная работа по освобождению земельных участков от неправомерно размещенных киосков и павильонов. В 2023 году определено 29 таких объектов, а демонтировано, с учетом выявленных ранее, 39.

— Основываясь на анализе состояния отрасли в целом, можно выделить основные тенденции её развития, — поделился перспективами Олег Тен. — Во-первых, это переход на современные форматы, развитие электронной торговли, применение цифровых технологий, совершенствование дисконтных и бонусных систем, развитие спектра дополнительных услуг. Во-вторых, рост оборотов за счет увеличения количества торговых объектов и торговых площадей. В-третьих, ужесточение требований к экологичности продуктов и их безопасности для потребителей. И, естественно, важной составляющей остается подготовка специалистов торговли, в том числе со знанием цифровых технологий и электронных платформ.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)