Темы номера
— Шумят чего-то. Опять медведя гоняют? ― выдвигает предположение пенсионер в камуфляже, глядя на то, как к оврагу сходятся и съезжаются все новые и новые люди.
Наблюдатели у гаражей — три пожилых местных жителя следят зорко.
― Не, это волонтеры, мусор убирать собрались, ― догадывается бабушка. ― Молодцы, сколько здесь живу, никто там порядок не наводил.
Старушка попадает в точку: эковолонтеры в воскресенье съехались к мало кому известному озерцу в овраге между Южным микрорайоном и Пятой площадкой. Столько людей овраг помнит лишь в тот год, когда тут охотоведы и полиция пытались отыскать укрывшегося медведя, но больше его не видели.
Стыдоба-то какая!
Определить идущего на субботник добровольца легко: он движется, сверяя путь по геолокации. Местные так не ходят.
― Без карты не найдешь, ― смеется товарищ Илья, представитель комсомольской организации. ― Я в этом районе впервые, сам с трудом отыскал, а друзья где-то еще по Южному блуждают.
У гаражей девушка с листочком «Экопроект «Чистый Восток» ― ловит заблудивших и направляет на регистрацию. Оказалось, что она вместе с соратниками из Владивостока пожертвовала выходными, чтобы собрать мусор в забытом всеми хабаровском овражке.
― По факту это все наша страна, надо вкладываться в ее развитие, ― улыбается Анастасия. ― Мы обычно у себя на берегу моря проводим субботники: навели порядок, искупались ― приятное с полезным. Детей с собой берем, чтобы они с юных лет усвоили: мусорить нельзя. Недавно убирались в бухте Патрокл, но там, конечно, почище было.
«Все равно уберут»
Пока волонтеры регистрируются и получают мешки и перчатки, обходим выбранное для субботника местечко. Через небольшое озерцо металлический мостик, на котором, несмотря на ранее утро, уже потягивает пиво мужичок. Вокруг валяются бутылки, сломанные коляски, из озера торчат покрышки, какие-то доски ― так себе пейзажец, если честно.
Гражданин оторвался от созерцания зеленой ряски болотца и поведал, что несмотря на неприглядный вид, тут рыбачат, а совсем недавно обитали уточки, улетевшие на днях в теплые края. Допил, бросил бутылку и отбыл со словами: «Все равно же сейчас убирать будут».
― С советских времен тут кидают, в озере чего только нет, ― делится Микола, местный житель. ― На дне и покрышки, и старые холодильники. Лет сорок назад вода была чистейшая, а сейчас сюда явно сливают шамбо из домов, которые стоят выше.
Бутылочный заслыша перезвон
Добровольцам, среди которых много молодых людей и семей с детьми, проводят инструктаж: бутылки в один мешок, остальной мусор в другой, шины катить к шинам. Здесь рядом гаражи, так что этого добра хватает!
― Пластиковая бутылка разлагается 500 лет, губка для посуды — 200, кожура от банана — 2 года, ― перечисляет организатор акции Яна на разминке. ― А кто знает, за сколько разлагаются газеты?
― Смотря, что там напишут, ― смеются волонтеры.
― От месяца до четырех, ― уточняет под общее веселье Яна. ― А просто бумага без текстов типографских ― два года. Вот и посчитаете потом, сколько лет мы сэкономим природе.
Забегая вперед, скажу, что тут природе не пришлось пыхтеть над газетами ― местные к печатному слову равнодушны. По берегам и в воде в основном тара из-под алкоголя.
В озеро отправятся подготовленные люди, остальным велено на берегу быть крайне осторожными: никто не знает его глубину и, главное, тайн, которые скрывает ряска.
― Я тоже тут раньше не был, ― примеряет болотники координатор акции Кирилл Каменев. ― Нам предлагали на выбор еще Правую Березовую, мы ее следующей возьмем. Мусора тут достаточно, планируем убрать и отправить на переработку, договорились с организациями.
― Накидают же опять!
― Могут, ― соглашается парень. ― Но мы должны показать, что жить-то в чистоте гораздо приятнее. Тут явно бросали местные. Надеемся, удастся изменить их сознание, чтобы не мусорили.
Кирилл спускается в воду и закидывает кошку ― веревку с крюками, зацепляет покрышку и тянет на себя. Озеро нехотя отдает свою добычу. Потревоженная волонтерами вода распространяет неприятный запах, подтверждающий версию Миколы о сливе шамбо.
Почти сто добровольцев приступили к уборке. Знаете, как звучит субботник? Этот звенел в буквальном смысле слова ― звон издавали погружаемые в мешки бутылки и битое стекло.
― Да, тут стекло в основном — выпили и бросили, ― показывает мешок волонтер Ольга Федина. ― Нет, мне не жалко свой выходной проводить в месте, где и не хожу никогда, убирая за кем-то. Кто еще сюда придет? Хоть немного почистим…
Мы туда не кидаем!
Юным комсомольцам досталось местечко выше озера.
― Тут дом будто разломали и выкинули, ― выныривает из кустов с очередным хламом в руках Илья. ― Телевизор разломанный, старый диван, тьма стекла, конечно же.
Гора мусора растет и на берегу озерца. Из него достали покрышки разного диаметра, деревянное окно с форточкой, сломанный стул, старую коляску. За четыре часа набралось 18 кубов мусора и 35 старых шин. Все это отправилось на переработку.
― Да не мы туда кидаем, ― уверяет местный пенсионер, наблюдающий за процессом. ― У нас вон контейнер есть, зачем туда нести? А кто это делает, не знаем. Может, привозят откуда?
Волонтеры пообещали наведаться в овраг через некоторое время ― закрепить результат, надеясь, что в следующий раз мусора станет гораздо меньше.
Больше фото в нашей фотогалерее