Темы номера
С давних времен люди ставят памятники для увековечивания важного события или в честь заслуг отдельных личностей. Самые первые сооружения, которые можно назвать мемориалами, появились в Древнем Риме. Это были статуи императоров, колонны и арки.
Нужно сказать, что в России такого понятия, как памятник, до ХVIII века не существовало вовсе. Почитались лишь религиозные святыни. Первое монументальное изваяние — Петру Великому — в 1782 году воздвигла Екатерина Вторая. В Хабаровске в 1891-м на пьедестал взошел граф Муравьев-Амурский.
Живут мирно, не ссорятся
Люди приходят и уходят, а то, что они изваяли, остается на долгие годы, а то и на века. Хотя бывает по-всякому. В 1920—30-е, например, во всех городах и весях страны ставили памятники Ленину и Сталину. Позже Иосиф Виссарионович исчез с постаментов, а вождя мирового пролетариата по-прежнему можно увидеть практически в каждом населенном пункте.
Большинство памятных мест — кенотафы, то есть символические захоронения, куда возлагают венки и цветы. В Хабаровске это мемориальный комплекс на площади Славы, «Черный тюльпан», памятник Якову Дьяченко и многие другие.
Каждая эпоха рождает своих героев. По памятникам, мемориалам, скульптурам можно изучать историю страны. А для России ХХ век стал временем потрясений. Самым затейливым образом переплелись история и культура. На одной земле мирно живут Гайдар и Серышев, Дьяченко и Задорнов, Невельской и даже Пушкин, который погиб на дуэли гораздо раньше, чем на Амуре появился пост Хабаровка. Кстати, о Пушкине. Знаете, где был установлен первый памятник поэту? Нет, не в Москве. И даже не в Питере. В Италии, на вилле княгини Волконской сразу после гибели Александра Сергеевича.
Размытое понятие
Между мемориалами и обществом существует незримая связь, которая делает нас чем-то единым. Конечно, не все имеют историческую ценность.
— Памятник признается объектом культуры и вносится в соответствующий реестр, если его историческая и художественная ценность очевидна, — говорит главный специалист городского управления культуры Юлия Бессонова. — Своеобразную ревизию регулярно проводит специальная комиссия при краевом министерстве культуры. Среди редких, а порой и единичных в стране памятных скульптур числятся наши Ерофей Хабаров и Ленин на площади его имени.
Возьмется ли кто посчитать количество обелисков, мемориалов, стел, памятников, бюстов, плит, колонн, барельефов, монументов, скульптур и мемориальных досок в Хабаровске? Их сотни, и каждый год появляются новые. Из последнего, например, пять композиций в Театральном сквере возле музыкального театра.
При этом каждый в своем дворе может поставить какую-нибудь скульптуру.
— Ну, любая скульптура — слишком размытое понятие, — не соглашается Мария Мельникова, и.о. завсектором главного художника городского департамента архитектуры. — Можно установить элемент ландшафтного дизайна. Если желаете что-то масштабное — это к архитектору района.
На стадии обращения
Вообще-то интересные предложения в администрацию города поступают регулярно. Вот, например, периодически обращается инициативная группа — желают установить возле «Платинум Арены» аллегорическую скульптуру.
— Но хотеть мало, — продолжает Мария Ивановна. — Нужно изготовить и утвердить эскиз, оплатить и изваять скульптурную группу, подготовить и благоустроить территорию. Потом кто-то должен взять произведение на баланс и содержать его. Так что чаще всего на стадии обращения все и заканчивается.
Самое малозатратное — мемориальная доска. Но и тут все строго. Добро на установку дает специальная комиссия. Должно пройти 3 года со дня смерти человека, чтобы можно было увековечить память о нем. Исключение — ветераны Великой Отечественной войны, Герои РФ и почетные граждане Хабаровска.
Но больше всего в краевом центре всевозможных городских скульптур. Эти милые объекты дарят нам эмоциональный заряд.
Например, туфелька с ботинком возле входа на стадион им. Ленина. Они давят окурок и призывают к здоровому образу жизни. После конкурса на Амурском бульваре поселились металлические скульптуры знаков зодиака. А мультяшные фигуры на прудах — место притяжения хабаровчан и гостей города. Признайтесь, у кого нет фото с Шапокляк или Винни Пухом?
Очень радостно, что в мире появляется все больше городских скульптур, которые живут собственной забавной жизнью и поднимают нам настроение.
В Москве во дворе дома № 10 по Большой Садовой улице стоит хулиганская парочка — Бегемот и Коровьев. Последний держит руку калачиком и снисходительно смотрит на каждого, кто пристраивается в указанное место, чтобы сделать фото на память.
В Томске есть памятник счастью. Знаете, что это? Известный Волк из фильма «Жил-был пес». Сытый и довольный волчара говорит: «Щас спою!»
Юморные скульптурные группы можно встретить во многих городах мира. Это и самые неожиданные предметы, и животные, и литературные герои, и представители разных профессий. В Омске серьезный сантехник вылезает из канализационного люка, а в Брюсселе такой же работяга хулигански хватает за ногу прохожего.
В нескольких российских городах есть памятники кошельку. Но что в них спрячешь, кроме монет? А вот в женской сумочке можно утонуть с ногами. Это подмечают все, а изобразили в Италии.
Знаете ли вы, как выглядит памятник человеку-невидимке? В Екатеринбурге на бронзовом постаменте — отпечатки босых ног.
А известный барельеф с американскими президентами на горе Рашмор задумывался иначе. Их должны были изваять до талии, но денег не хватило, оставили так. Но тоже здорово.
В общем, история и география памятников — вещь занятная. Даже на Луне есть памятник. Не верите? Поинтересуйтесь.