Темы номера
110 лет назад, 20 мая 1912 года, в Хабаровске открылся первый в крае стационар для больных туберкулезом — диспансер. Только назывался он тогда лечебницей. Да и саму болезнь именовали чахоткой — вспомните русскую литературу.
Если на Дальнем Востоке царской России холера и другие заразные болезни появлялись время от времени, то чахотка обосновалась здесь прочно и насовсем. Она быстро высасывала из человека силы, превращала его в инвалида и тихо убивала.
На общественных началах
При этом на борьбу с острыми эпидемиями власти хоть и скупо, но все же отпускали деньги, а вот для больных чахоткой специальных ассигнований не предусматривалось. Их содержание отдали на откуп благотворительным обществам. Со средствами было туго. Сборы шли с любительских спектаклей, распродажи поношенного платья, кружек для пожертвований, продажи ромашек и прочих полевых цветов.
Конечно, все это не приносило большого дохода, но ситуацию с болезнью необходимо было брать под контроль.
В1910 году врачи при поддержке местной общественности учредили Хабаровский отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом, а в 1911-м в доме на Никольской улице (ныне это Ким Ю Чена, 11) открылась амбулатория. Были в ней только приемная и кабинет доктора, где проводили диагностику и выдавали неимущим рыбий жир.
Уже за первые 20 дней приема зарегистрировали 84 больных. Стало очевидно, что без лечебницы не обойтись. День белого цветка
Каждый год в Хабаровске 20 мая, в день освещения туберкулезной лечебницы, с помпой проводился «День белого цветка». Программу мероприятия утверждал сам губернатор. В 10 утра по улице Муравьева-Амурского шествовали дети с хоругвями и знаменами. Следом шло правление Лиги, сборщицы с кружками, экипажи и автомобили, украшенные цветами. Во главе процессии маршировал оркестр, еще один замыкал колонну.
Почему же такое внимание именно к этой болезни? Потому что за год в лечебнице регистрировалось до 15 тысяч посещений, а хворали стар и мал. И вскоре была открыта детская противотуберкулезная оздоровительная колония. При этом все, что делалось тогда в нашем крае, — заслуга исключительно хабаровских врачей-общественников.
До войны стационар постоянно мигрировал, и в конце концов поселился в районе памятника Партизанам по адресу: ул. Карла Маркса, 103. В ту пору это была тьмутаракань, практически за чертой города. Это сейчас диспансер стоит в цветущем парке и почти на красной линии.
— Помимо этого есть детская больница на Краснодарской, 1, два больших здания в том же районе, плюс строится новый корпус на 135 коек, — рассказывает Валентина Куковицкая, замглавврача по организационно-методической работе.
Жизнь в стационаре
Новый корпус должен был открыться еще в 2019 году, но тут подоспели ковид и экономические проблемы, так что процесс строительства затянулся.
Вы спросите, почему так разрастается туберкулезная больница? Неужели болеет все больше людей? Вот и я спросила.
— Да нет, как раз идет снижение заболеваемости, — успокоила Валентина Викторовна. — В 2021 году выявлено на 90 заболевших меньше, чем в 2020-м. Я помню рекорд, когда цифра в крае была просто ужасающей — 2 300 человек. В прошлом году выявили 860.
Оказывается, квадратура растет из-за того, что меняются санитарно-эпидемические требования к размещению пациентов в больницах. Раньше, например, была норма 3,7 кв. м на одного больного, а теперь 8 кв. м.
— Лечение у нас длительное, люди живут в больнице месяцами, поэтому и условия должны быть хорошими, — продолжает Валентина Куковицкая. — Современные душевые, санузлы, телевизоры. И лежать в каждой палате должно не по восемь человек, а максимум по двое. В других районах края тоже есть стационары, но если случай тяжелый или требуется операция, это в Хабаровск.
Болезнь социальных сумерек?
Знаете ли вы, что туберкулез сопровождал человека во все времена? Археологи нашли туберкулезную палочку даже в древних захоронениях, у мумий. И нет оснований надеяться, что в ближайшее время эту заразу удастся истребить.
Более того: сегодня каждый дальневосточник инфицирован туберкулезом. Вернее, инфицировано более 90 процентов взрослого населения. И было бы верхом оптимизма утверждать, что лично у вас все в порядке. Не говоря уж о том, что оставшиеся десять процентов могут подхватить «эстафетную» палочку Коха в любой момент. Страшно?
Заразиться можно где угодно. Палочка Коха в мельчайших каплях мокроты или слюны парит в воздухе несколько часов. Неизвестно, где и как вдохнешь в себя заразу.
— Не надо пугать людей, — говорит заместитель начальника городского управления по физкультуре, спорту и здравоохранению по вопросам охраны здоровья Татьяна Скорик. — На страже всегда защитные свойства организма. Риск заразиться высок, если вы долгое время находитесь в одном помещении с больным, у которого открытая форма туберкулеза. У большинства людей даже инфицирование не приводит к развитию болезни, и зловредная палочка зернышком засыпает в организме до лучших для нее времен.
И про «сумерки» можно забыть. Пациентами фтизиатра становятся и вполне обеспеченные люди. Причиной тому — нестабильность, жизнь в состоянии постоянного стресса, наркомания. Приплюсуйте ухудшение экологической обстановки и рост числа больных с лекарственноустойчивыми формами туберкулеза.
Лучшие друзья всех хворей
Увы, в России болеют чаще, чем в Европе и Америке. В Скандинавских странах вообще насчитывается пять случаев за год. Почему так?
Да просто Россия всегда была более бедной. Постоянные революции, войны и кризисы без конца терзали нашу страну. И голод, и коллективизация — все наложило свой отпечаток на менталитет и здоровье нации. Но на Дальнем Востоке показатель заболеваемости еще выше, чем в среднем по стране, поэтому флюорографию нам нужно проходить в два раза чаще.
В причине нашего неблагополучия тоже никакой загадки.
Мы живем на краю земли, климат здесь суровый, зима долгая, стало быть, люди больше времени проводят в помещении. Но главное — вспомним, кто здесь жил, сколько здесь было тюрем и колоний-поселений. Каторжная жизнь не способствовала здоровью. Сырость, холод, голод, грязь и стресс — лучшие друзья всех болезней.
На 2021 год из-за ковида прогнозировался всплеск туберкулеза, но этого не произошло. Зато сбылся прогноз другой — увеличение доли несвоевременно выявленных случаев заболевания.
Что же касается людей из неблагополучных слоев населения, то они чаще других страдают и иными хворями, поскольку ведут нездоровый образ жизни, не проходят профилактические обследования, поздно обращаются к врачам.
Зато у нас есть замечательные специалисты.
— В тубдиспансере нет текучки. Врачи здесь работают подолгу, десятилетиями, — утверждает Валентина Викторовна, которая сама трудится в диспансере 36 лет. — Сегодня у нас работает более 400 сотрудников, а раньше было около тысячи. Сокращается количество коек, количество больных, и это радует. Наш главный врач Павел Юрьевич Харитонов — отличный хирург, он сам оперирует практически каждый день.
А для профилактики туберкулеза нужно немногое: вести здоровый образ жизни и ежегодно проходить флюорографию. И помните: если вас беспокоит длительный кашель (более трех недель), обязательно покажитесь врачу.