Не имей Амати, а умей играти!
logo

Темы номера

Не имей Амати, а умей играти!

Беседовала Дарья УЛАНОВА, фото Хабаровской краевой филармонии

Уже в субботу, 6 апреля, в Хабаровске прозвучат первые аккорды XIII Международного фестиваля под руководством Юрия Башмета (6+).

Накануне большого музыкального праздника «Хабаровские вести» поговорили с самим маэстро.

Юрий Абрамович, как подбирается музыкальная программа для таких масштабных мероприятий?

― Это всегда непростая и довольно длинная история. Мы пригласили, например, фольклорный ансамбль «Комонь» как специальный проект. Это удивительные ребята, с которыми я выхожу на сцену в нашем совместном проекте с Евгением Мироновым на тему Горького и Грига. Уверен, что их концерт станет огромным событием для слушателей Хабаровска. Так же и в плане солистов: замечательные музыканты, певцы, инструменталисты! При этом мы ничего не повторяем.

Хабаровский фестиваль должен иметь свое лицо. Это некая мозаика, и когда все детали складываются, получается очень интересная, творческая, полная разнообразия история, которую весь год ждут жители вашего края и, скажу честно, мы тоже. Прилетаем сюда почти как к себе домой. Я это очень ценю и люблю оказываться в Хабаровске каждую весну.

― Выбор литературного произведения для открытия тоже интересен. Почему именно Паустовский?

― Паустовский ― гениальный писатель! Рассказ «Телеграмма» ― невероятное по эмоциональной силе, по драматургии его откровение. Мы в рамках фестиваля постоянно уделяем внимание такому понятию, как музыкально-литературные истории. Много кого уже привозили, но Паустовский и Николай Чиндяйкин, который будет его читать, ― это абсолютная премьера.

Концерт для шантарских китов

― В одном из недавних интервью вы рассказывали, как выдавали зрителям 3D-очки и играли в необычных локациях. Есть ли мысли (и возможности) сделать подобное в Хабаровском крае?

― Подумаем об этом обязательно. То, о чем вы говорите, ― это все специальные проекты, к которым нужно отдельно и долго готовиться. Давно уже хочу что-то придумать и попробовать сделать на Шантарских островах, но всему свое время. А пока у нас в рамках фестиваля пройдет выступление в Николаевске-на-Амуре. В прошлый раз мы говорили с губернатором Михаилом Дегтяревым о том, что было бы интересно туда слетать. Прошел всего год, и мой квартет сыграет там концерт! В этом городе фестиваль окажется впервые.

― А будет ли на этот раз прослушивание одаренных ребят?

― Да, в нынешнем году оно пройдет 10 апреля в колледже искусств. Будем отбирать их в новый состав Всероссийского юношеского симфонического оркестра.

За теми, кого мы нашли здесь в разные годы, конечно, следим. Стараемся помогать им в процессе взросления, относиться к каждому талантливому ребенку, с которым сотрудничали и сотрудничаем, максимально ответственно.

—   В беседах с журналистами вы нередко вспоминаете трогательные и забавные истории о зрителях. Какие-то из них связаны с Хабаровском и нашим краем?

— Вспоминаю, как мы впервые приехали с концертом в Амурск. Вот это была реакция! Ну просто инопланетяне прилетели. А в Хабаровске очень трогательно смотреть, как люди вместе с нашим фестивалем проживают свои жизни. Как у них растут дети, и они в первый раз приводят их именно к нам. Это очень-очень важно, что фестиваль проходит здесь уже 13 лет. А ведь еще до него мы дважды приезжали с гастролями.

Испытание и воспитание

— У местных исполнителей есть мнение, что для привлечения зрителя обязательно нужны аранжировки популярной музыки. Нам доводилось слышать даже Михаила Круга на скрипке! Согласны ли вы с таким подходом? Это повсеместная или, скажем так, региональная история?

— Честно? Не знаю. Если кто-то что-то делает талантливо, все возможно. Но скажу прямо: играть аранжировки — совсем не мой жанр. При этом мы много чего необычного делаем и с джазовыми, и с рок-музыкантами. Но это всегда специальные программы, к которым пишется новая музыка, где мы все стараемся делать осознанно, профессионально и творчески. У меня так во всем, вне зависимости от того, играю я Баха или концерт с Игорем Бутманом. Музыка — искусство живое.

— Существует ли сегодня для классических музыкантов «испытание провинцией»? Нуждаемся ли мы в воспитании зрительской культуры?

— Для меня такого понятия нет. Я вообще вижу это так: если музыкант, выходя на сцену, искренен со зрителями, дает им настоящие эмоции и смыслы, то они обязательно это почувствуют, даже самые неподготовленные. Что-то у них внутри произойдет. И важно, что это процесс очень взаимный. Воспитывать аудиторию, безусловно, нужно, но я бы шел по пути заинтересованности. Если человека что-то тронуло, он обязательно захочет узнать больше о музыке. Поэтому ответственность исполнителей на сцене очень велика. Мы можем как вызвать, так и убить у человека желание приходить на концерты еще.

— У вас есть любимые молодые современные композиторы?

— Да, и немало. Мы с ними постоянно работаем, они все очень разные. Могу назвать тех, от сотрудничества с которыми правда получаю удовольствие — и профессиональное и эстетическое: Кузьма Бодров, Валерий Воронов и Алексей Сюмак. У них свой взгляд и слышание музыки, свои системы. Каждый из них способен создать шедевр и стремится к этому.

А скрипки как люди…

— Вы играете на альте XVIII века работы Паоло Тесторе, добывали для концертов инструменты Страдивари и Бергонци. Старинные скрипки и альты звучат настолько лучше современных? Или дело в историческом шлейфе?

— Конечно, огромное значение имеет история — и самого инструмента, и тех, кто играл на нем в разные годы. Но те, о которых вы спрашиваете, и правда уникальны. Им по 200—300 лет, и они продолжают фантастически, феноменально звучать! Есть потрясающие современные экземпляры с отличным звуком, но они еще столько не прожили.

Ну а среди музыкантов есть такая шутка: «Не имей Амати*, а умей играти». Как раз на эту тему.

— Дальние гастроли — испытание не только для музыкантов, но и для инструментов. Какие из них было сложнее всего привезти?

— Они как люди. Мы летим восемь с лишним часов — и они с нами. Нам непросто пережить дорогу и разницу во времени — и они пару дней не разбирают, где находятся. Инструмент, особенно тот, на котором музыкант играет много лет, все ощущает, как живой. Мой, например, очень чувствует мое настроение и физическое состояние. Но когда я открываю его в Хабаровске, буквально через пять минут понимает, где мы.

*Амати — знаменитое итальянское семейство скрипичных мастеров из Кремоны.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)