Темы номера
В краевой столице завершился Дальневосточный фестиваль игрового любительского кино «Точка возврата».
В 2022-м он проходил в седьмой, и, как сообщают его создатели, в последний раз. Этот сезон фестиваля проходил под девизом «Ставим красивую точку» — это финал проекта, который был ежегодным с 2015-го, с перерывом на пандемийный 2020-й.
Уровень профи
«Точка возврата» — это площадка для реализации творческого потенциала кинематографистов-любителей. Здесь непрофессиональные кинематографисты снимают короткометражное кино, где местом действия становится Дальний Восток. На участие в основной программе приходят работы от Чукотки до Сахалина. Также в рамках фестиваля проводится кинолагерь (творческая мастерская, где несколько команд снимают игровую короткометражку за два дня).
По результатам голосования жюри, в состав которого входили хабаровские режиссеры, театроведы и известные творческие люди города, Гран-при основной программы получила работа якутского режиссера Абдумалики Холик «Обыци-Традичи», первое место забрал фильм сахалинцев Ивана Чанова и Степана Чернецкого «В моем доме».
Проявили себя и молодые хабаровские киноделы: в рамках дополнительной программы (фильмы, снятые за два дня в кинолагере «Вкратце») лучшим фильмом признан «Курьер» режиссера Кирилла Гончарова, спецприз получила работа Дмитрия Волкова «Бездарные ублюдки».
— Оценивали сценарий, режиссуру, операторскую работу и актерскую игру, — рассказывает член жюри, режиссер Сергей Яковлев. — Важно, чтобы все эти составляющие хорошо взаимодействовали между собой, и ничто из них не перетягивало одеяло на себя. Главное — увлечь зрителя, чтобы он забыл про какую-то оценку и просто погрузился в фильм. У многих это получилось.
Организаторы фестиваля отмечают, что работы этого года самые искренние и динамичные. Принципу «и так сойдет» никто не следовал.
— Фильмы на этот раз выгодно отличались от предыдущих в первую очередь качеством картинки, — комментирует директор фестиваля Юлия Карабицкая. — Авторы начали соотносить желания и возможности, перестали пытаться прыгнуть выше головы, сделали ленты в соответствии с теми ресурсами, которые имеют. Это дало результат: получилось просто, понятно и со вкусом.
Немного Тарантино
Впрочем, простые не значит заурядные. Ленты начинающих дальневосточных кинематографистов за пару минут хронометража успели донести до зрителя целый ворох важных вопросов: здесь звучали темы любви, самоопределения, личных границ и выбора. Формы работы также разные: драма, комедия, роуд-муви, фантастика, мелодрама. Главная цель — заставить зрителя задуматься. Конечно, при этом еще и развлечь.
— Мы сняли сатиру на поколение миллениалов и зумеров, — делится режиссер ленты «Границы на замке» Александра Жилинска. — Про то, как подростки любят обвинять своих родителей и окружение в токсичности, не имея под этим достаточных оснований, просто потому что так сейчас модно.
Нашлось место спеди киномастеров и тем, кто любит (и умеет) иронизировать над собой.
— Наша работа о компании людей, которые считают себя художниками и творцами, но на самом деле они посредственны, — рассказывает режиссер фильма «Бездарные ублюдки» Дмитрий Волков. — Название фильма немного провокационное, но это как раз тот эффект, какого мы хотели достичь: в фильме много отсылов к творчеству Квентина Тарантино, так что это своеобразный комплимент его лентам.
Десятки фильмов, хороших и всяких, видел кинофестиваль. Семь раз талантливые дальневосточники соревновались в уровне владения киноязыком, и, хочется верить, не в последний. Будет ли продолжение? Организаторы «Точки возврата» не дают определенного ответа. Одно ясно: отписываться от их соцсетей пока рано. Мало ли!
— Я не считаю происходящее похоронами ни фестиваля, ни хабаровского кинематографа, — отмечает Юлия Карабицкая. — Мне кажется, что мы закрываемся в подходящий момент, у нас появились последователи и единомышленники, которые готовы продолжать уже без нашей поддержки. Но все же не хочется говорить, что «Точка возврата» никогда не вернется — возможно, получится создать коллаборацию с музыкантами, поэтами, художниками, театралами и сделать более широкий формат. Но сейчас мы просто передали эстафету, а сами немного уходим в сторону, в тень — отдохнуть и понаблюдать за кинотворчеством в Хабаровске со стороны.