Темы номера
В этом году математический лицей получил сенсационные результаты ЕГЭ: здесь сразу два стобалльника по химии — Таисия Киселева и Тимур Оспанов. А вскоре выяснилось, что у Таси джекпот: она смогла получить еще и 100 баллов по русскому языку. Как им это удалось?
Таисия похожа на молодую звезду: облегающее платье, высоченные каблуки и модный металлизированный маникюр. Тимур, наоборот, старается не выделяться в своей лицейской форме. Но в разговоре оба смущаются одинаково: кажется, они очень удивлены своими достижениями. Их педагоги, учитель химии Ольга Рогова и преподаватель русского языка и литературы Елена Пак, смеясь, опровергают это: ребята тщательно готовились и сразу были нацелены на максимум.
— Вообще, высокобалльных результатов у нас много каждый год, это привычная ситуация, — говорит Елена Анатольевна. — По русскому точно бывает пять — семь, еще пара по другим предметам. Но вот стобалльники получаются не так часто, а 200 баллов наши ученики вообще последний раз набирали 12 или 13 лет назад.
— Зато в прошлом году было 99 баллов по химии, —добавляет Ольга Юрьевна. — И в позапрошлом тоже!
Но шпагат мы оставим!
То есть это стратегия? Да, согласно кивают все. И усиленная работа началась с первых месяцев учебного года.
— Помню, когда дала им первый тест, Тимур сказал: «Вы решили нас унизить», — смеется Ольга Рогова. — А я выбрала что-то посерьезнее, чтобы они сразу готовились к сложностям, понимали, где их слабые места и каких знаний им еще не хватает.
Ребята учились в профильном естественно-научном классе, но даже им пришлось тяжко.
— Первое время было прямо не очень, — честно признается Таисия. — Кроме школы, я занималась на курсах, и педагогам приходилось мне все разжевывать по полтора часа. В итоге у меня было 18 уроков в месяц онлайн, плюс пять часов школьной химии в неделю, плюс практика.
Вот вам и миф про то, что максимум на ЕГЭ достается тем, кому легко дается предмет. Ничего подобного. А Тимур, кстати, репетиторов не брал, готовился сам, дома.
— Не скажу, что я прям много трудился, но да, смотрел материалы, читал, прорешивал, — скромничает он. — Правда, за несколько дней до экзамена понял, что ничего уже сделать нельзя, и решил отдохнуть.
— Правильно решил! — поддерживает Елена Пак.
— А это вам доказательство, что ученик может обеспечить себе 100 баллов самостоятельно, — подчеркивает Ольга Рогова. — Если затратить много времени и усилий.
«Много времени и усилий» — ключевой ингредиент в этом рецепте успеха. Ведь когда я спрашиваю, удавалось ли высыпаться, ребята смотрят на меня с легким недоумением: мол, понятно же, что тут на долгий сладкий сон можно не рассчитывать. Зато Тасе удалось не бросить танцы: после изнуряющих химических занятий она бежала на тренировку сбрасывать напряжение.
— А что за танцы? В каком стиле?
— Ну-у… — девушка делает паузу. — Я танцую вог.
— Вот это да! То есть внезапно рухнуть вниз с каблуков или разъехаться на шпагат — все это ты можешь?
— Могу, — уже не так смущенно улыбается выпускница. — И считаю, что нельзя все бросать ради одной-единственной цели, даже если она очень серьезная.
Действительно. Видимо, поэтому у нее еще и медаль.
Хватит воевать с задачей
Тимур же утверждает, что особых хобби у него нет.
— Зато он очень нестандартно мыслит и много читает, — отвечает за выпускника Ольга Рогова.
— Ну не так уж и много, — ворчит скромник.
— Да много! — настаивает Ольга Юрьевна. — А еще Тимур всегда решает задания по-своему. Нередко случалось, что я просила его: «Выйди к доске и покажи, я не понимаю, как ты это сделал».
«Подстроиться под ребят», — так она формулирует главный принцип успешной подготовки к ЕГЭ.
— Нужно понять, какие они, что им подходит, — говорит учитель химии. — У Таси, например, отличная база. Ей необходимы хитрые задания, которые способны ставить в тупик, чтобы развивать логику. А Тимур у нас воюет с задачами, ругает их. Я его постоянно убеждала: «Перестань спорить с задачей, просто реши ее!»
А то, что их объединяет, — психологическая устойчивость.
— Они могут не просто все решить, но и собраться и тщательно проверить результат, — объясняет Елена Пак. — Далеко не у всех получается. Кто-то неправильно распределяет время, и его не хватает, кто-то слишком нервничает. А ведь это очень важно!
Тимур подтверждает:
— Одну ошибку я как раз нашел при проверке. При расчетах забыл подставить коэффициент!
— А я проверяла, сочинение по русскому вообще несколько раз перечитывала, но ошибок, честно, не нашла! — заверяет Тася.
— Так их там и не было! — мы все смеемся.
Когда уверенность мешает
Вместе с Еленой Анатольевной они говорят, что к русскому готовиться еще сложнее, чем к химии:
— Профиля-то нет, и у нас всего один урок в неделю. А задания такие, что к каждому нужно вспомнить минимум пять правил. Максимум, который мы насчитали, — 21. Да, все верно: 21 правило для одного ответа!
— В каком-то смысле ребятам надо переломить себя, — добавляет учитель русского. — Неуверенность, когда ученик не знает своих возможностей, и, наоборот, чрезмерная уверенность, когда знает слишком хорошо, одинаково мешают. Они ведут к неожиданным ошибкам.
А еще очень важно здоровье: выпускница лицея Катя Шестакова, как назло, серьезно заболела прямо перед ЕГЭ. В итоге даже встал вопрос, сможет ли она в принципе прийти на экзамены, но героическая одиннадцатиклассница держалась изо всех сил. Итог — 99 баллов по химии и 94 по русскому языку. В такой ситуации это практически подвиг…
Теперь у выпускников наконец есть свободное время.
— Хоть погуляю с чистой совестью! — смеется Таисия.
Тимур серьезен:
— Буду приводить в порядок себя и мысли.
Впереди у них поступление и выбор будущего. Он непрост, даже несмотря на отличные итоги экзаменов. В ведущих вузах страны очень высокий конкурс, а планы у выпускников весьма амбициозные.
— Нацеливаюсь на университет Сеченова или Пирогова, хочу стать хирургом, чтобы помогать людям, — делится Тася. — Хорошим, а то иногда приходишь в больницу или поликлинику, и впечатления так себе…
— А я размышляю про химика-технолога, химию материалов, — говорит Тимур. — Скорее всего, наверное, наука.
— Думаем, эти имена мы еще услышим, — улыбаются их педагоги.
Что ж, ребята уже делают для этого все, что могут.