Не течет река без спасателя
logo

Темы номера

Не течет река без спасателя

Дмитрий ИВАНОВ, фото автора

Коварные воды Амура уже унесли за это лето жизни восьми людей. В черте города нет ни одного санкционированного пляжа, что не мешает горожанам продолжать купаться. Каждый день спасатели из МКУ «Центр проведения спасательных работ» совершают рейды вдоль берега по всему Хабаровску, чтобы предотвращать несчастные случаи. Корреспондент редакции «Хабаровские вести» поучаствовал в одном из них, чтобы глубже разобраться в тонкостях работы.

Будем знакомы!

Центральный пляж города — наше место встречи. Палящее солнце стало обжигать кожу и пускать блики по волнам Амура, в котором плескались купальщики даже в середине буднего дня. Спасатели, сидевшие в катере в конце пляжа, укоризненно смотрят на них. И вправду: столько раз было сказано об опасности плавания в Амуре, и сколько запрещающих знаков стоит вдоль всего берега.

Экипаж насчитывал всего трех человек: двух спасателей — Антона Зорина и Артема Селезнева — и одного ведущего специалиста — Евгения Цилуйко.

— Так, сейчас едем на пляж к «Дельфину», а оттуда вдоль всего берега до Кировского затона, — объявил нам маршрут Евгений.

Наш экипаж кивнул, и катер тронулся с берега.

— И как часто вы проводите рейды?

— Каждый день, в том числе в выходные, — ответил Евгений. — Народ-то всегда собирается искупаться, а мы предупреждаем постоянно, что купание запрещено и в некоторых зонах облагается штрафом.

— Ну, судя по пляжам, не особо слушают.

— Мало того, многие начинают возмущаться. Поэтому мы оставили эти попытки, но на пляжах все равно стоят спасатели. Это наша, пожалуй, важнейшая цель сейчас — не допустить ничьей гибели, особенно детей.

По словам Евгения, только в Индустриальном районе за прошлый год было составлено 38 протоколов на детей, которых поймали вблизи водоемов без сопровождения взрослых, на родителей 12 из них был наложен штраф. Погибло же за тот год три ребенка. Сейчас появляются новые посты для дежурства: в парке «Озеро Рица» по улице Прогрессивной, а также в районе улицы Кубяка, где после постройки дамбы образовалось небольшое озеро.

В ожидании ухода

Катер начал сбавлять скорость. Артем — начальник поисково-спасательной группы и по совместительству наш рулевой — направил судно в сторону берега базы отдыха «Дельфин» и внимательно смотрел куда-то в сторону. Было на что — в воде по самый подбородок сидел какой-то мужчина. Веселые барахтанья сразу выдали, что он подшофе. Увидев спасателей, гражданин стал выходить на сушу. Другие отдыхающие пристально на нас смотрели: когда же мы уедем?

— Течение вообще бешеное, я думал, меня унесет сейчас, — будто бы издеваясь над спасателями, сказал мужчина.

Евгений спустился и пошел к береговой охране для заполнения документации, а мы остались со спасателями в катере.

— Какой у вас рабочий день?

— С 9.00 до 21.00, — сказал как Антон.

— А в среднем сколько рейдов успеваете сделать за смену?

— Где-то 3-5.

Его коллега — Артем — работает спасателем уже 20 лет.

— Достойный стаж. Много повидали, наверное?

— Не то слово. Уже перестал считать, сколько людей удалось спасти.

Обычно спасатели объезжают берег и стоят на пляжах, наблюдая за обстановкой в воде и готовясь спасать тонущих. Бывает и так, что они могут уехать на другую точку. В таких случаях о тонущих сообщают свидетели, и спасатели немедленно выезжают на поиски. В зависимости от сложности ситуации и территории, где утонул человек, подключаются региональные спасатели, а также МЧС. Поиски ведутся в течение двух дней, и если все безрезультатно — ожидают, пока не всплывет тело. Они могут и в целом прекратиться, пока не поступит заявление о пропаже от родственников. До тех пор, пока человека не найдут, даже если он утонул несколько дней назад, его не считают мертвым.

В МКУ «Центр проведения спасательных работ» числится свыше ста работников. Некоторые из них раньше служили в МЧС и полиции. Существует и возможность пройти обучение сразу в ходе работы в отделах. В структуре МКУ их насчитывается три: поисково-спасательный отряд, единая дежурно-диспетчерская служба и отдел обеспечения мероприятий ГОЧС.

Невыносимая легкость трагедий

Как только Евгений пообщался с пляжными спасателями и заполнил всю документацию, мы поехали дальше в сторону Кировского затона. О каждом пляже, каждом уголке Амура спасатели могли рассказать хотя бы одну историю.

— Вот здесь в позапрошлом году мы устроили рейд с транспортной полицией на катере, — рассказывал Евгений, — И заметили, что как-то странно резиновая лодка ходит по кругу. Смотрим, а там мужчина держится за нее и не может обратно залезть. Просто выпал, еще и без жилета. Мы подъехали к нему, вытащили, помощь первую оказали. Он первые 10 минут только отдышаться пытался.

К сожалению, бывают и другие истории, которые заканчивались не так хорошо. Подъехав к пляжу возле «Дальдизеля», спасатели начали раздавать флаеры о небезопасности купания в реке детям, пришедшим сюда порыбачить. Справа от нас была огороженная лодочная станция.

— Недавно тут мальчишка утонул, — рассказал Артем. — С одной баржи на другую груз перегружали, а он бегал по ним, баловался. Так и упал между них. Думали, что течением унесло, три дня искали. Оказалось, что там же, под баржей, и застрял.

Такое случается не только летом, но и зимой. Сотрудники Центра проведения спасательных работ патрулируют Амур и другие водоемы города круглый год. Если в теплое время года они выявляют купальщиков, то зимой — незаконные переправы, где под лед может провалиться человек, или даже машина.

Своя голова на плечах

спасатели.JPG

Отъехав с пляжа «Дальдизель», мы продолжили нашу одиссею до Кировского затона. Чем дальше пляжи от центра — тем более они дикие. Со стороны казалось, что это, скорее, незаконные мусорные свалки, чем место для отдыха. Но желающие искупаться всегда находились, и не одни.

Подъехав к одному из таких пляжей, мы увидели сразу 7-8 детей в воде, а вдалеке от них на берегу — их взрослых родственников. Ребятня, завидев спасателей, резко стала выходить из воды.

Мы решили не мешать их отдыху и отправились дальше вдоль берега. Чтобы добраться до Затона, нам понадобилось целых два часа. Постоянная качка и духота делает поездку еще тяжелее. Некоторые спасатели из МКУ участвуют в рейдах на суше, объезжая внутренние водоемы на автомобилях. В их рядах есть и водолазы, отправляющиеся на тяжкие случаи.

Заканчивая наш объезд, мы снова наткнулись на тех же плавающих детишек. Не пришлось даже мигалки включать — сразу выскочили из воды. А вот родители уже взбунтовались и стали что-то кричать в нашу сторону. Было понятно: они не в восторге от работы спасателей. Но они привыкли встречать недовольных пловцов, которым «мешают отдыхать». Однако изо дня в день продолжают делать свою важную работу.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)