Темы номера
Статистика утверждает, что для 40 процентов самозанятых работа на себя является лишь подработкой.
При этом они имеют основную занятость по трудовому договору, что позволяет иметь доступ к социальным гарантиям, в том числе формированию пенсии.
И то, что количество предпринимателей с этим статусом растет — неоспоримый факт. Но многие из них начинают свое дело, не теряя основного заработка.
Самостоятельность во всем
— В качестве самозанятых только в Хабаровске зарегистрировалось уже более 26 тысяч человек. При этом добровольные взносы на пенсию делают только 3% от общего количества, использующих этот налоговый режим, — отмечает начальник отдела экономического анализа и территориального развития администрации города Хабаровска Юлия Завирохина. — Кстати, число зарегистрированных самозанятых в краевой столице к ноябрю 2023 года выросло в два раза по сравнению с декабрем 2022-го.
В ближайшие годы ожидается, что поступления от добровольных взносов на пенсию увеличатся вдвое, это следует из заключения Счетной палаты РФ на проект бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
У самозанятых есть возможность самостоятельно сформировать пенсию, добровольно уплачивая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в Социальный фонд России. Таким образом они могут сформировать страховую пенсию, которая составляет 21,8 тыс. руб.
В 2023 году для ее получения нужно минимум 14 лет стажа и 25,8 баллов. Для тех, кто планирует выйти на пенсию позднее 2025 года, потребуется не менее 15 лет страхового стажа и 30 баллов. Для включения одного года в общий страховой стаж нужно уплатить установленный минимальный размер страховых взносов, в 2023 году он составляет 42,8 тыс. руб. Если взносы не дотягивают до минимальной суммы, в страховой стаж включается период пропорционально уплаченной сумме. Максимальный платеж составляет 343 тыс. руб., он позволяет получить сразу чуть более 8 баллов.
Размер социальной пенсии по старости с 1 апреля 2023 года равен 7,1 тыс. руб. К ней применяется надбавка, чтобы выплата не была ниже прожиточного минимума. Поэтому в 2023 году неработающий пенсионер не получит меньше 12,3 тыс. руб., или больше, если в регионе выше прожиточный минимум.
Плюсы и минусы
Большое распространение самозанятости в качестве подработки объясняется низким порогом дохода этого налогового режима, считает Константин Виноградов.
— Существует предел доходов в 2,4 млн. руб., выше которого человек не может сохранять статус и будет вынужден оформлять юрлицо с более жестким режимом налогообложения. Из-за этого ограничения статус такого предпринимательства очень часто дополняется занятостью по основному месту деятельности, — говорит он.
Однако плюсом такого совмещения становится и доступ к выплатам при беременности и родам, уходу за ребенком до 1,5 лет, а также то, что работодатель перечисляет взносы на формирование пенсии.
— Действительно, для того чтобы обеспечить себе право на пенсию, многие предприниматели работают также и по трудовому договору, — отмечает Константин Виноградов. — Кроме того, доход самозанятых не гарантирован. Поэтому работа по трудовому договору обеспечивает непрерывность уплаты взносов на формирование пенсии.
При этом статистика утверждает, что к услугам самозанятых прибегает половина представителей малого и среднего бизнеса, и они хотели бы делать это чаще. В сфере информационных технологий, туризма (гостиницы) и ЖКХ к услугам этой категории предпринимателей регулярно обращается каждый третий представитель МСП. В сфере консалтинга, транспортных перевозок, общественного питания — каждый четвертый.
Нужны, но не очень
В более половины случаев самозанятых привлекают к временным проектам, к разовой работе или передают им на аутсорсинг отдельные задачи. Реже их берут на удаленную (об этом сообщили 33,4% опрошенных) или сезонную (17%) работу.
Основные причины отказа от работы с такими исполнителями у второй половины опрошенных — отсутствие необходимости в этом (80%), страх перед проверками госорганов (9,5%), законодательные ограничения (2,3%) и отсутствие нужной квалификации (1,8%). Остальные респонденты либо затруднились ответить на вопрос о причинах отказа (3,6%), либо планируют в ближайшее время все же обратиться к самозанятым исполнителям (2,8%). Отдельные респонденты ответили, что используют общую систему налогообложения, в связи с чем им невыгодно работать с этой категорией.
Согласно данным опроса, 16,6% предпринимателей из тех, кто взаимодействовал с самозанятыми, столкнулись с проверками со стороны контролирующих органов. В подавляющем большинстве (89,6%) это были проверки налоговой службы — и 17% таких случаев закончились штрафами, доначислением налогов, переквалификацией отношений и, как следствие, отказом предпринимателей от дальнейшего сотрудничества с самозанятыми частично или полностью. Всего 15% респондентов сталкивались с проверками трудовых инспекций.