Темы номера
Пишу этот текст как родитель и тренер. Иногда мои ученики пропускают тренировки и даже соревнования. Как потом выясняется, родители не отпускают их из-за плохой успеваемости в школе.
Они считают, что такой метод поможет ребенку исправиться. Шантаж, по-другому не назовешь. Эффективен ли он? Считаю, что нет. Дети могут неправильно понять и в итоге обозлиться.
Учеба — обязательство на долгие годы. Нередко детям она не нравится, они не понимают, зачем это нужно и пригодится ли в жизни. Учатся обычно для родителей. А они не знают, кем станет их ребенок, переживают и считают, что пригодится все. Поэтому помимо школы записывают детей на всевозможные курсы, пичкая их знаниями, но ограничивая любимые занятия и хобби. У ребенка просто не остается свободного времени на свои интересы.
Воспитанники неоднократно жаловались мне на большую загруженность учебой, объясняли, что устали от нее. Один мальчик даже заплакал, сказав, что не хочет идти домой, потому что там снова придется делать уроки…
Детям нравятся тренировки. Это возможность проявить себя, стать сильным, добиться уважения сверстников, отвлечься и отдохнуть. Спорт и школу можно и нужно совмещать. Доказано, что он развивает не только физические качества, но и умственные способности, улучшает работоспособность, а самое главное — дисциплинирует.
Ребенок стал плохо учиться не из-за тренировок. Он взрослеет: переходный возраст, новые увлечения. Ему нужны ваша поддержка и понимание. Прислушивайтесь к нему, разговаривайте, объясняйте, для чего нужно учиться.
А спорт в жизни должен быть обязательно, это неотъемлемая часть полноценного развития. Ни в коем случае не стоит запрещать такие занятия. Правильнее будет, если это сделает тренер, договорившись с родителями заранее. Ребенок будет воспринимать это как воспитательный процесс, понимая, что спортсмен должен быть лучшим во всем. Такой эксперимент был в моей группе и прошел успешно.
В. В. Казакевич, центр социальной работы с населением «Единство»
Комментирует психолог, позитивный психотерапевт Марина Бондарева:
— На самом деле неправильно и то, и другое. Я часто сталкиваюсь с таким в своей практике. Родители от бессилия и отчаяния, не зная, как замотивировать ребенка на учебу, начинают вводить ограничения. Если ребенок получает удовольствие от спорта или хобби, чувствует себя успешным, для него это очень травматичное наказание, которое сильно подрывает и доверие к взрослым, и уверенность в себе.
Подобная тактика не только не замотивирует, а, наоборот, усилит страх и стресс. Со стороны родителей или тренера это злоупотребление своим взрослым статусом и зависимым детским положением. То есть насильственный способ, который ни к чему хорошему не приведет.
Здесь нужно разбираться в причинах: трудно усваивать предмет, проблемы со сверстниками, конфликты с учителями? Надо помочь школьнику справиться с проблемой, встать рядом и разрешить ситуацию вместе. Самостоятельно он этого сделать не сможет, поскольку пока не обладает нужными навыками и умениями.
Обычно детям нравится учиться, когда в школе есть атмосфера успешности и безопасности. А если ее нет, очень важно добирать недостающее в других сферах. И не смешивать.