Темы номера
Какой самый ходовой товар летом? Правильно, рассада! А там, где есть спрос, обязательно появляются нарушители.
Вот и сейчас в Индустриальном районе к постоянно пульсирующей горячей точке на улице Суворова добавилась еще одна — на остановке «Химфармзавод».
Облюбовали ее нарушители неслучайно — это отправная точка горожан на огороды. Опознать нелегалов легко — они настолько стараются быть ближе к народу, что готовы разложить свой товар где угодно. Хоть прямо на остановке — без проблем!
— Зачем их гонять? Ведь людям по большому счету все равно, у кого они купили рассаду. Главное, чтобы прижилась, — интересуюсь перед рейдом.
— Во-первых, для торговли надо заключить договор, чтобы все было по правилам, — объясняет Инна Королева, начальник отдела землепользования комитета по управлению Индустриальным районом Хабаровска. — Для легальных продавцов оборудованы места, есть возможность помыть руки и сходить в туалет. Они должны следить за порядком возле своих прилавков. К ним пристраиваются нарушители, ставят свои лотки и машины так, что ни проехать ни пройти. На них жалуются и торговцы рынка, и руководство магазинов, расположенных рядом. Покупать у них - значит поощрять несанкционированную торговлю и брать товар сомнительного качества.
Станиславский бы поверил
Подъезжаем к «Химфарму» и сразу на повороте утыкаемся в стену, выложенную мешками, на манер рукотворной дамбы в 2013-м. Пара из них раскрыта — товар лицом, так сказать.
— Навоз — чудо! — любовно глядя на свои мешки воловьими глазами, произносит материализовавшийся откуда-то молодой чернобородый продавец. — Берите!
Узрев красную корочку и сообразив, что дело пахнет даже не навозом, парень тут же меняет тактику.
— Вай, зачем говоришь «продавец»? Какой я продавец? Такой же гражданин, как и все, — так убедительно говорит, что хочется верить. — Просто мимо шел. Дай, думаю, посоветую людям купить. А чей навоз, не знаю.
Появление в наших рядах полицейского и требование предъявить документы заставило его снова пересмотреть свое амплуа.
— Ладно, убедили, сейчас уберу.
Буквально в метре от навозопродавца выглядывают из-за рядов зелени, как из райского сада, его земляки. И все бы ничего, да только их саженцы и розы выставлены прямо на дороге. Покупателям приходится лавировать между машинами и автобусами, чтобы добраться до их экстремальной торговой точки.
— Разве ж мы мешаем? — притворно удивляются гости из Средней Азии. — Нормально же стоим!
Еще бы не нормально: аренду не платят, мусор за собой не убирают — отчего не стоять-то?
Инспектор ГИБДД неумолим: проезжую часть надо покинуть. Неродная речь звучит тут и там — нарушители-мигранты пакуют свой товар, комментируя происходящее. Примерное содержание их жарких монологов можно понять и не зная языка.
Боги маркетинга
Следующая остановка — улица Суворова.
Сегодня здесь нет аншлага, видимо, сказались ежедневные рейды специалистов районного комитета.
Возле слова «Победа» прекрасная таджичка Маша расплывается в улыбке: «Опять вы!»
Дама хорошо знакома проверяющим — торгует каждый день. Протокол получила вчера, но сейчас снова возле столика с лучком, помидорами и прочими овощами, якобы выращенными своими руками.
— Все, ухожу-ухожу. Но завтра опять приду, — смеется женщина.
В том, что она не обманет и действительно придет, можно не сомневаться. Суворовские торговцы-нелегалы обычно годами одни и те же. Хотя сегодня их полку прибыло: в автобусном кармане на лавке расположились два пенсионера: дедуля с коробками носков и бабуля с таким же набором овощей, что и у таджички Маши. Использовать стариков, чтобы сыграть на чувствах сердобольных хабаровчан, — отличный маркетинговый ход. Каким же надо быть бездушным, чтобы купить не у них, а гораздо лучшего качества и, возможно, даже дешевле в магазине в паре метров от остановки! Но только вот поддержите вы рублем не их, а тех, кто выставил пенсионеров с товаром.
Снова здорово
— А это точно нелегалы? — при виде солидной торговой точки под широким шатром с продавцом в аккуратном фартуке сомнение одолело даже меня.
— Конечно! Тут пешеходная зона, и никаких прилавков быть не должно, — убеждает Сергей Степаненко, главный специалист отдела по землепользованию комитета по управлению Индустриальным районом. — Предъявляем документы и сворачиваем торговлю!
Дамочка в униформе сразу становится неприветливой.
— То менты, то вы, — огрызается она. — Совсем житья нет!
Документов на огурцы-помидоры у нее при себе не оказалось. Где они были взяты и в каких условиях хранятся — лучше, наверное, и не знать. А еще лучше не покупать с рук, чтобы потом не бегать по врачам.
«Чуть» не считается
Продвигаемся дальше по улице. А вот эти лица знакомы уже и мне: который рейд по Суворова попадаются торговцы просрочкой.
— Давайте хоть сегодня без протокола! — хохочет продавщица гнилушек.
На солнце у нее выставлены коробки со сладостями, йогуртами и консервами. Страшно даже представить, что поджидает покупателя в той молочной продукции!
— Да ты на дату не смотри — на цену смотри, — владелец соседней точки с просрочкой заговорщически подмигивает. — Хороший он, мамой клянусь! У самого дети такой пьют, и ничего.
Вряд ли, конечно, заботливый отец будет наливать это детям: тетрапаки с соком уже утратили былую форму, некоторые раздулись. Срок годности стыдливо сцарапан, не подтерли его только на одном пакете.
— Употребить до октября 2020 года, — зачитываю вслух. — Не боитесь людей отравить?
— Ну не все же такие грамотные, — отмахивается нарушитель и заводит привычную песню: - Жить-то мне на что? Вот продам - будет хоть чем детишек своих кормить-поить. Сам в последних штанах стою…
С появлением проверяющих улица хорошеет. Исчезают короба и сворачиваются вереницы трусищ и лифчиков, разложенных просто на пакетах посреди тротуара.
— Будем продолжать борьбу с несанкционированной торговлей, пока не победим, — не теряет оптимизма Инна Королева. — Но тут нужна помощь хабаровчан, чтобы они не покупали товар с рук и сомнительного качества. В районе достаточно магазинов с доступными ценами.