Непотопляемые дачники
logo

Темы номера

Непотопляемые дачники

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Работу речных трамвайчиков в период большой воды проверили специалисты администрации краевого центра.

Навигация.jpg

В воде не тонут, в огне не горят, хотелось бы сказать про наших дачников, чтобы подчеркнуть их стойкость и приверженность делу взращивания урожая в самых невероятных условиях. Правда, именно эти две стихии поочередно подвергают испытанию любовь левобережных аграриев к грядкам. То пал пустят по островам такой, что через реку видать огонь, а от дыма страдают жители большой земли. То Амур начнет резвиться, подминая под себя дачи. Сейчас как раз его время: он уже попробовал лизнуть острова, но дальше не пошел, затаившись, чтобы подкопить воды.

Узнают издалека

Если вы думаете, что дачников это останавливает, значит, вы не вполне представляете, что такое настоящий дачник.

Рейд назначили на утро пятницы, один из самых хмурых дней прошлой недели. Льет противный дождь, холод такой, что изо рта идет пар и все мысли только о том, как же прекрасно было еще недавно под теплым одеялом. Да уж, этот июнь располагает к прогулкам по реке!

Речной вокзал подтопило, и теперь дачные трамвайчики отправляются в путь с «Прибрежной» ― место за гаражами в районе затона, где могут спокойно развернуться четыре «Москвы». На часах 7.30, но по лужам Прибрежки шлепаю не только я в направлении временной остановки теплоходов.

― Вы правильно угадали, что я на теплоход, ― смеется еще одна ранняя пташка. ― По сапогам дачника всегда можно вычислить. Без них сейчас к многим участкам не подобраться ― вода подтопила. Телегино и Километры уже немного пострадали, но сейчас увидите, на остановке все равно будут люди. Они готовы ездить на свои огороды, пока навигация идет, их это не смущает. Сегодня, правда, погода подкачала, людей меньше, в солнечные дни очередь начиналась от поворота к гаражам.

Вы с ума сошли?

И точно: на берегу стоят около двадцати человек. Очереди формируются по направлениям: три городских маршрута и один краевой, который сегодня пока что самый популярный. Правда, очереди не такие внушительные, как в первые дни навигации, все желающие спокойно разместились на пятаке, еще и место под солидную кучу мусора осталось.

― Вы обязательно в газете пропишите, что это не мы накидали, ― просят дачники. ― Нам зачем? Чтобы самим потом в помойке стоять? Мы мусор привозим и в контейнеры потом выкидываем, а это местные, из гаражей. Видите, бутылок сколько ― пьют и бросают!

От дождя не спасает и зонт, начинаешь ценить предприимчивость пенсионеров, ожидающих теплоход не только с зонтами, но и в дождевиках. Обсудили мусорку, перешли к самой актуальной проблеме ― коварству Амура.

― Как это — оставить дачу? Вы с ума сошли? Да это наша отдушина, ― безапелляционно заявляет Анна Петровна, чей участок расположен на Дубках. ― Пенсионеру физически не потянуть дачу на этом берегу. На островах земля гораздо легче для возделывания, это вам любой подтвердит. После 2013-го несколько наших решили бросить участки: мол, вкладываешься в них, а потом все топит. Взяли себе на 19-м километре, но через пару лет вернулись обратно. Говорят, совсем не то: воздух другой, земля не такая плодородная, и, главное, реки не хватает. Важно, что на дачи мы добираемся теплоходом, едешь и любуешься!

Для проверки выбрали теплоход «Москва-81», следующий на Телегино и Дубки. Именно Телегино фигурирует в самых неутешительных прогнозах гидрологов: здесь может затопить дачные участки, если Амур и в этом году захочет проявить свой характер.

— Да уже сейчас несколько дач подтопило, которые в низине стоят, до нашей воды еще не добралась, — рассказывает пенсионерка Александра Егоровна, владелица участка на Телегино. — Но мы очень надеемся, что река уйдет и больше не будет подниматься.

Даже при другом исходе хабаровчане дачи на левом берегу бросать не намерены — уверяют, что для них это лучший релакс. И пусть урожай не всегда удается получить, зато сколько радости приносит сам процесс возделывания земли!

Амур работает

На теплоходе строго соблюдают профилактические меры. На входе всем измеряют температуру, капитан на каждой остановке по громкой связи напоминает про маски. Дачники — народ дисциплинированный, надевают их еще на берегу. С социальной дистанцией так и вовсе нет проблем — внутри теплохода пусто.

До отправления еще десять минут, но все желающие уже разместились внутри. Хотя нет ― с тележкой, груженной рассадой, бежит прямиком к нашему трапу пожилая дама.

― Вам же на Уссурийский, а мы на Дубки, ― раздается голос капитана из рубки. ― Ваш теплоход справа!

Пенсионерка посылает ему воздушный поцелуй и мчит к соседнему трамвайчику.

― Конечно, я уже всех пассажиров знаю за столько лет работы, ― смеется капитан-моторист теплохода Андрей Евстафьев. ― Посторонние редко на дачные маршруты идут, а уж в такую погоду только самые стойкие любители огородов! На нашем маршруте практически нет изменений, если не считать то, что отправляемся не от Речного. Амур, конечно, своенравный, по пути на поселок Уссурийский в этом году срезал островок во время ледохода, будто и не было его! На другом острове пошалил — развернул лестничный марш, который служил дачникам трапом. У нас же только немного размыл подход к «Речной» — теперь останавливаемся немного дальше, но это не критично. Как говорят речники: Амур работает.

Первым рейсом в теплоходе, рассчитанном на 300 мест, в поездку отправились 16 человек. Все разместились на нижней палубе в тепле перед телевизором, разложив на свободных местах свои дождевики, чтобы просушились.

На верхнюю палубу, залитую дождем, поднимаемся только мы, чтобы сделать снимки, и сразу обратно ― греться.

— По сравнению с прошлым годом пассажиропоток упал на 7 процентов, — приводит цифры Нонна Белова, главный специалист управления промышленности, транспорта, связи администрации г. Хабаровска. — А по сравнению с прошлым маем снижение на 30 процентов. И дело не в затоплении, потому что в прошлом году люди снова стали ездить на дачи: было теплее и границы закрыты.

Память о 2013-м

20210604_082100.jpg

Конечная ― Дубки. Капитан разрешает нам немного прогуляться по острову, пока есть время.

Следуем за дачниками по протоптанной среди высокой травы тропке. На первом же дереве отсчитывает чей-то срок кукушка. К ее чести надо сказать, что года она накидывала щедро ― знай только считай!

Где-то там за травой спрятаны дачные домики, вдали серой дымкой видны высотки ― Хабаровск не так далеко, как кажется. Ближайшая дача с калиткой возле цветущего абрикоса, в ветвях которого надежно спрятался еще один пернатый певец, явно заброшена. А ведь нам она знакома ― в 2014 году мы приезжали сюда, и хозяйка сетовала, что Амур превратил грядки в песочные барханы. Тогда она оптимистично заявляла: готова докопаться до земли, но дачу не оставит. Но песок вот он, здесь, а грядок как не бывало. Туалет ― главный признак обитаемости участка — лежит на боку. Эх, значит, все-таки пришлось горожанке со своей дачей расстаться. У соседей тоже все поросло травой, на старом сарайчике отметины Амура ― память о паводке 2013-го.

Для грустных размышлений нет времени и сил ― холодно, мокро и пора бежать на теплоход. На обратном пути подобрали с островных остановок 13 человек.

― Пассажиропоток существенно снизился, ― подводит итог Нонна Белова. ― Первый рейс одного из самых популярных пригородных маршрутов набрал всего 29 пассажиров. В среду все три маршрута за весь день перевезли 219 человек. Раньше цифра доходила в выходные до 3 тысяч. Горожане постепенно забрасывают участки на берегу, и пассажиропоток сокращается. Но город свои обязательства выполняет, и теплоходы будут ходить, пока есть спрос.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)