Темы номера
Путешественник Максим Харченко продолжает укрощать дикую природу Хабаровского края.
Дальневосточник не только третий год исследует красоты Приамурья, но и делится полученными знаниями с молодым поколением, пропагандирует экологический туризм и ведет здоровый образ жизни.
В жару, и в холод
Возможно, и не было бы никаких экспедиций, если бы однажды в руки приморчанина не попала книга Геннадия Невельского «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России».
— В ней Геннадий Иванович изложил факты своих открытий, но сделал это сухим, военным языком, — говорит Максим Харченко. — И все же, когда я читал, у меня мурашки по телу бежали, настолько книга заряжена патриотизмом и жаждой открытий.
В XIX веке адмирал Невельской отправился исследовать отдаленные уголки Дальнего Востока России. Не остановили ни суровый климат, ни полная неизвестность.
В 2019 году Максим Харченко повторил легендарный маршрут экспедиции. Он прошел вдоль Татарского пролива по берегу, стартовав на севере Приморья, и дошел до Советской Гавани, затем преодолел скальные бастионы между ней и Де-Кастри, на сапборде начал исследовать Амур и его окрестности. В марте 2021-го рискнул дойти до Петровской косы в заливе Счастья.
— Для меня это была первая зимняя экспедиция, — признается Максим. — Вместо сапборда использовал сани-волокуши. Я поставил перед собой серьезную цель — добраться до Петровской косы — и достиг ее. Для меня это святая святых.
Погода Хабаровского края встретила путешественника снежной бурей. Поход давался нелегко.
— Когда я пришел на Петровскую косу, первое, что мне захотелось сделать, это убежать оттуда. Настолько суровая атмосфера, — отмечает Максим Харченко. — Я рад, что места остались такими же дикими, как и в позапрошлом веке. Зимой всего за неделю путешествия у меня до такой степени потрескались кончики пальцев, что я даже шнурки завязать не мог. В такие моменты с ужасом думал о том, как справлялись наши офицеры, насколько сильными они были, что выдержали это.
Звериные истории
Дикие обитатели таежных лесов для путешественника отдельная история.
— В экспедиции приходилось ложиться спать в восемь часов вечера, потому что мое время только до полуночи, — рассказывает Максим Харченко. — А затем наступает очередь медведей, и лучше быть начеку. Приходили они всегда неслышно, прямо вплотную к палатке, и начинали нюхать меня, как горячую котлету, по-другому и не скажешь. Но самое страшное, когда зверь перестает шуметь, значит, явно что-то задумал. И точно: он или когтем ткнет в палатку, начнет воровать гермомешок или играть с сапбордом, громко брякая. А ты лежишь и думаешь, что же теперь делать. Для защиты только охотничий нож и фальшфейера, чтоб отпугнуть хищников.
Как оказалось, медведи с удовольствием шли на запах сыровяленого мяса.
— Питание в экспедицию я беру самое простое: макароны, сухари и сыровяленую курицу. На заводе в Артеме технолог специально изготавливает ее для походов, — объясняет Максим Харченко. — К поездкам готовлюсь и морально, и физически. Считаю, что самое главное — психологический настрой. В последний год складывается непростая ситуация с эпидемией коронавируса. Но в XIX веке также свирепствовали инфекции, которые выкашивали местное население. Риск заразиться и погибнуть есть во все времена. Как мне кажется, в экспедициях повышается иммунитет, потому что надежда только на себя. Стоит оттолкнуться веслом от берега, я сразу становлюсь устойчив к болезням и травмам.
Устроить импровизированную экспедицию можно и по Хабаровску, подобрав один из туристических маршрутов, которые разработали в управлении международных связей администрации города и разместили на сайте tourkhv.ru в разделе «Маршруты и экскурсии». На выбор представлены восемь вариантов отдыха: «Вечерний Хабаровск», «Город воинской славы», «Парки и скверы», «Вдоль Амура», «Хабаровск православный» и другие.
На гребне волны
В начале июля Максим в очередной раз отправился в путь на сапборде. В этот раз он стартовал от набережной Хабаровска и поплыл по Амуру до Города юности, обгоняя паводок. Перед началом экспедиции путешественник поделился планами.
— В этот раз решился на сплав по маршруту следования наших войск в 1854 году и сначала поставил перед собой непростую задачу — отыскать малоизвестный архипелаг Оуля Куру, который Геннадий Иванович описал в книге «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России», — говорит Максим Харченко. — Это верхняя точка, до которой поднялся сам Невельской и ждал там губернатора Николая Муравьева-Амурского, чтобы объяснить необходимость основания постов в устье Уссури. Информации об архипелаге немного, она коротко и сухо изложена в произведении и только. Чтобы точно знать его местоположение — нужны старые карты.
По ходу экспедиции быстро стало ясно, что многие берега и островки затоплены. Ориентироваться в таких условиях тяжело, а излишнее упорство может привести к опасным ситуациям. Паводок на Амуре все же вынудил скорректировать исследовательскую цель, сделав ее скорее спортивной.
— Поставил перед собой новую задачу — как можно быстрее дойти до Комсомольска-на-Амуре, — делится спортсмен. — Я представил себя нарочным* времен адмирала Невельского, цель которого максимально оперативно добраться до места назначения.
За пять дней Максим Харченко преодолел на сапборде свыше 340 км, ежедневно проплывая по 65 км.
— Амур река непростая, да еще и паводок, — продолжает путешественник. — Слева горный хребет, справа тоже, и постоянно дует ветер. Для гребли на сапборде это самое сложное препятствие. Поэтому каждый раз, отправляясь в путь, я настраиваюсь на тяжелую физическую работу, когда каждый километр вырываешь буквально силой.