Темы номера
Корреспондент «Хабаровских вестей» решил устроить тест-драйв своему серому веществу и посетил занятие по повышению умственной активности.
Тренировки проводит майнд-фитнес тренер Галина Костылева в клубе «Нейромагия» ЦРН «Содружество». Собиралась я туда в приподнятом настроении: какие могут возникнуть трудности? На здоровье никогда не жаловалась, мозг пластичнее некуда, нейронов хватает. Прежде чем войти в класс, перекинулась парой слов с милой дамой, которая назвала себя второгодницей, потому что посещает занятия с мая.
― Стала за собой замечать, что часто забываю простые вещи, и очень испугалась. Начались проблемы с мелкой моторикой: пальцы плохо слушаются, гнутся не так легко, как раньше, ― посетовала Екатерина Подъяблонская. ― Решила записаться в клуб, дома тренироваться некогда. Тяжело даются упражнения, связанные с выполнениями различных действий двумя руками одновременно: трудно переключаться.
Беседуя с Екатериной Витальевной, поймала себя на мысли, что тоже сталкивалась с подобными проблемами. Бывает, встану со стула, а зачем — поди разбери. Это заставило насторожиться: неужели память стала слабеть? В мои-то двадцать пять! Но раньше времени отчаиваться не стала. Решила, что на занятии точно покажу себя не хуже других. В силу возраста. Но спустя несколько минут после начала урока поняла: звание чемпиона моему мозгу не светит.
Рука руке рознь
Споткнулась уже на разминке. Задание на развитие мелкой моторики предполагало работу с так называемым спортинвентарем. В каждую руку взяла по еловой шишке и ореху. Начала перебирать их сначала по часовой стрелке, а затем против. Оказалось, я страшно неуклюжая: все валилось, пальцы не слушались. А мои одноклассницы справлялись замечательно и получали искреннее удовольствие, когда как я испытывала только раздражение. Отложив инвентарь, подумала: не страшно, с новичков спросу нет, ведь так?
Для следующего упражнения потребовалось два листка бумаги, которые нас попросили смять правой и левой рукой одновременно. Мысленно улыбнулась: плевое дело! Тут же их потребовалось тем же образом расправить. Приступила к выполнению задания. Здесь меня и поймали на жульничестве. Но, честное слово: я не нарочно.
― Левая рука у вас отлынивает, ― обратилась ко мне Галина Костылева.
А я и не заметила, что работаю только правой. Хотя наблюдала за обеими. Галина Ивановна объяснила: так происходит, потому что полушария мозга не синхронизированы.
― Так хочется помочь одной руке другой… ― раздался вздох со стороны.
― Не советую, ― возразила тренер. ― Лучше медленно, но верно.
Сосредоточившись, я закончила упражнение. Но времени потребовалось больше, чем другим.
Вспомнить ничего
Задание для развития кратковременной памяти заставило мои извилины попотеть. Потребовалось разложить в ряд три фигуры (круг, квадрат, прямоугольник) и присвоить им цифру от одного до трех, написав ее на листочке и положив рядом. Мой порядок выглядел так: круг ― тройка, квадрат ― единица, прямоугольник ― двойка. Сначала левой, затем правой, а после обеими руками мы показывали соответствующее цифре количество пальцев, следуя от фигуры к фигуре. Далее выполняли это действие по памяти, не обращаясь к бумажкам. Удержать в голове три цифры легко, но сообразить, к каким они относятся формам, труднее. Я раздумывала над каждой в течение двух секунд. Быстрее не получалось.
Затем задачу усложнили. Работая двумя руками, мы показывали цифры соседних фигур и двигались вперед. Механика такая: левая показывает три (это круг), правая ― единицу (квадрат). Потом ― на левой единица, а на правой двойка (прямоугольник). И так далее. Обязательно попробуйте выполнить это упражнение. Уверяю: оно не только полезное, но и увлекательное.
После этого тренер предложила мысленно вернуться в прошедшие дни и рассказать о чем-то необычном, о деле, которое сделали по-новому или впервые, об успехах в рутинных задачах. И тут ко мне пришло неприятное осознание: я даже не помню, чем занималась утром!
И это не последнее разочарование, которое меня ожидало. Следующее задание заключалось в том, чтобы запомнить десять слов необычным методом — методом историй.
— Слова будут появляться на экране друг за другом и всего на десять секунд. Свяжите их в стройный рассказ. Чем он ярче, необычнее и динамичнее, тем проще его потом воспроизвести. Например, если это «окно», то где оно? Висят ли на нем шторы? Работайте с образами, — дала инструкцию тренер.
Я решила пойти другим путем: вместо того, чтобы выдумывать, стала подбирать ассоциации. Увидела слово «чай» и вспомнила соседку по комнате: она может пить его литрами. Появилась «лошадь», в голове всплыл пластмассовый скакун, на котором все мои куклы учились верховой езде. Оставшиеся в памяти слова мы записали на листочке. Дождавшись, когда все закончат, тренер предложила поделиться результатами. Класс заголосил:
— Десять из десяти!
— Девять!
— Восемь!
Я с тоской взглянула на свои шесть и промолчала. Хвастаться нечем.
Держи мозг в тонусе
К концу занятия извилины наконец зашевелились. Тренер предложила сделать два несложных рисунка и одновременно раскрасить их правой и левой рукой. Я изобразила клубнику и свечу. Заполнить их цветом удалось на «отлично»: ни черточки за контур! Незначительная, но твердая победа дала понять: мозг все равно, что мышцы. Без постоянных тренировок он становится вялым и дряблым.
— Необязательно делать что-то сложное. Ученые проводили исследования: они давали одной группе испытуемых решать трудные математические задачи, а другой — примеры для первого класса, но на время, — рассказала Галина Костылева. — У вторых активность головного мозга была значительно выше. Из этого следует, что выполнение простых заданий повышает скорость мыслительных операций.
Прежде чем отпустить, Галина Ивановна дала нам домашнее задание. По дороге в редакцию я решила выполнить одно из упражнений и стала читать вывески магазинов задом наперед. Путь, разумеется, занял в два раза больше времени, чем обычно. Но это того стоит. Теперь уж я своему мозгу спуску не дам.