Обиженные наготой
logo

Темы номера

Обиженные наготой

Ирина ТРОЦЕНКО

Каждая вторая реклама, на которую жалуются в УФАС хабаровчане, признана неэтичной и непристойной. Итоги работы за два года подвели антимонопольщики.

Буквально недавно поиском объектов для изучения специалисты УФАС занимались самостоятельно: делали натурные выезды по городу, пролистывали прессу, просматривали ТВ. Теперь же благодаря возросшей активности населения 90 процентов дел, попадающих на стол в управление, возбуждается по заявлениям граждан.

В трусах и в каске

Минимум две жалобы в неделю поступает от хабаровчан на рекламу известного медицинского центра. Оскорбляет их эксплуатация сексуального образа — креативщики особо не заморачивались и изобразили полуобнаженных медсестричек. Причем в одной из вариаций сюжета догадаться, что на осмотр призывает именно медработница, а не труженица древнейшей профессии, можно только по красному кресту на микролифчике.

— Создается впечатление, что только изображение обнаженных девушек может помочь прорекламировать товар, — недоумевает Оксана Власкина, начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Хабаровского УФАС России. ― Посмотрите: фирма продает бетон или металл, что они ставят на баннер? Не свою продукцию, а голую девицу в каске, перепачканную бетоном. Но она не является объектом рекламирования. Хотя некоторым нравится такой подход. На местном телеканале проводили опрос по поводу рекламы медицинского центра, большинство высказалось против нее, но около пятисот человек проголосовали за.

Разве интеллигенция поймет?

Вариант, что за мог голосовать сам рекламодатель, чье творчество обсуждали, не исключается. По этой же причине УФАС пришлось отказаться от проведения опросов на своем сайте, которые использовались для вынесения окончательного решения. Опрос граждан заменил экспертный совет, в который входят люди разных профессий: филологи, бизнесмены, психологи и психиатры, работники культуры и образования, уполномоченный по правам ребенка. Всего 28 человек — один из самых внушительных советов в стране.

— Когда мы сказали руководству медцентра, что наш экспертный совет признал его рекламу неэтичной и оскорбительной, услышали в ответ, что в этом совете одна интеллигенция, которая ничего не понимает, — возмущается Оксана Николаевна. — Простите, но для кого ваша реклама в таком случае? Предприниматели, пытаясь выделиться и привлечь клиента, в рекламу своих товаров и услуг добавляют непристойные и оскорбительные образы, которые не имеют отношения к тому, что они, собственно, продают. «Закон о рекламе» запрещает использовать бранные слова и образы, которые могут задеть или обидеть кого-то. Какие образы можно счесть оскорбительными, решается индивидуально, потому что это носит субъективно-оценочный характер, зависит от религиозной принадлежности, национальности и даже территории, где проживает человек.

Чтобы не опираться только на мнение «интеллигенции», фото баннеров медцентра отправили в Питер в Ассоциацию маркетинговой индустрии. Там хабаровский креатив тоже не оценили, сопроводив вердикт гневным высказыванием, что в период пандемии по меньшей мере недостойно превращать медсестер в девиц с низкой социальной ответственностью. После чего центру выдали предписание ситуацию исправить в отведенный срок. Требование выполнено номинально — на рисованных красоток накинули микрохалатики, едва прикрывающие пышные формы. Откорректированные образы снова отдали на рассмотрение экспертного совета, чтобы тот решил, насколько пристойно это выглядит сейчас.

— Лично мне это кажется издевательством, — признается Оксана Власкина. — Если совет тоже так решит, то за неисполнение предписания предприниматель должен будет заплатить штраф 300 тыс. руб.

Олень — друг человека

Самый интеллигентный совет с 2019 года собирался 15 раз. Были рассмотрены 32 рекламы, на которые пожаловались горожане, в 16 случаях выявили нарушение рекламного законодательства.

Встали на защиту оленей и курьеров, рассудив заочный спор двух фирм-конкурентов. Рядом с рестораном, осуществляющим доставку еды, их коллега разместил баннер с фото сохатого и подписью «Наши курьеры не олени». Совет признал рекламу ненадлежащей, потому как узрел в ней оскорбительное отношение к курьерам. Слово «олень» в данном контексте использовалось для грубой негативной оценки рабочих качеств человека. Автор получил предписание о демонтаже и привлечен к административной ответственности

Постоянный клиент УФАС — магазин нижнего белья. У них давняя дискуссия о том, как продвигать продукцию. Предприниматель уверен, что ее надо демонстрировать непосредственно на теле потребительниц, антимонопольщики же видят в этом нарушение. Так, специалисты УФАС возбудились при виде обнаженной гражданки, чье гигантское фото разместили напротив детсада и детского центра — над входом в торговую точку. Баннер площадью 52 «квадрата» потребовали демонтировать, так как размер и позу модели в нижнем белье сочли непристойными.

Долго пришлось препираться с кафе на красной линии, которое додумалось в качестве рекламы выставить средний палец.

— Эта реклама с использованием фаллического символа всколыхнула город, — говорит Оксана Власкина. — Экспертным советом она единогласно была признана ненадлежащей. Рекламодатель же заявил, что в современной культуре средний палец свое историческое значение потерял, используется повсеместно без вложения какого-либо острого негативного смысла и не ассоциируется с фаллическим символом. Они убрали рекламу и изнутри в окнах выложили неоновыми трубками все тот же символ. Но так как это уже не было рекламой, с ними стали работать другие контролирующие организации. Сейчас все приведено в соответствие. И очень хочется, чтобы в историческом центре Хабаровска такого не повторилось.

По данным городской администрации, в краевом центре предложение по рекламе превышает спрос. Только баннеров формата 3 х 6 — 1 150 единиц, сити-форматов около 400. К 2023 году планируется внести изменения в схему размещения рекламных конструкций и уменьшить их количество.
На портале «Хабаровских вестей» мы проводили опрос, что можно считать недопустимым в рекламе. Большинство — почти 70 процентов — признались, что против пошлости в рекламе. Около 12 процентов опрошенных против использования неприличных жестов, 7,8 процента —изображения обнаженки, столько же — завуалированных матерных слов. Лишь 5,8 процента посчитали, что реклама должна цеплять, поэтому хороши все средства.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)