Темы номера
Качество профессионального образования, итоги реорганизации системы СПО и перспективы ее развития обсудили депутаты в рамках правительственного часа в Законодательной думе Хабаровского края.
— Профессионально-техническое образование в нашей стране отметило в этом году 80-летний юбилей. Система среднего профессионального образования (СПО) края включает в себя 29 колледжей и техникумов, более двух тысяч преподавателей, почти 32 тысячи студентов и сотни тысяч выпускников. Достаточно ли этого количества для региона? Насколько обновленная система СПО отвечает запросам рынка труда в крае? Все ли учтено в созданной законодательной базе и сделано исполнительным органом — профильным министерством краевого правительства для того, чтобы молодежь смогла выбрать, получить профессию и найти здесь работу? Ответы на эти и другие вопросы депутатов мы хотели услышать в ходе правительственного часа, — отметила значимость обсуждаемой темы спикер регионального парламента Ирина Зикунова.
В своем докладе парламентариям министр образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова подчеркнула, что процент трудоустройства выпускников техникумов и колледжей в нашем регионе составляет 84, в то время как по стране этот показатель 65 процентов.
Теория и практика вместе
— Новая социально-экономическая стратегия развития региона ставит перед профессиональным образованием ряд задач, главные из которых — замещение перспективных кадровых потребностей, подготовка специалистов под запросы предприятий и обучение профессиям будущего, — объяснила Виктория Георгиевна. — План набора в учреждения среднего профессионального образования согласуется с отраслевыми ведомствами. Эта работа проводится под эгидой краевого координационного совета по развитию кадрового потенциала.
Но в министерстве роль совета видят шире и планируют перестроить направленность его работы на кадровое обеспечение конкретного предприятия или организации. И первая такая встреча на уровне министерства строительства и предприятий отрасли состоится в конце ноября.
Чтобы соответствовать запросам экономики, за последние 10 лет проведена перестройка системы СПО путем объединения ресурсов на базе укрупненных учреждений. Это позволило расширить направления подготовки и увеличить контингент обучающихся, а главное — готовить кадры под потребности экономики.
— Мы сгруппировали учреждения СПО в соответствии с центрами экономического развития региона, — уточнила министр. — А для того, чтобы повысить качество подготовки, работа ведется в рамках 12 учебно-производственных кластеров. Такой подход обеспечивает подготовку специалистов и рабочих под потребности конкретного предприятия.
Так, под задачи комплексного развития транспортно-промышленного Ванино-Советско-Гаванского узла в прошлом году образован кластер под условным названием «Порт» с центром в Ванинском межотраслевом колледже. Учреждение создано по инициативе жителей и руководителей предприятий. Последние готовы предоставить базу для практико-ориентированного обучения и помочь с приобретением специального оборудования. Этот кластер объединяет два краевых учреждения профессионального образования, три университета и более 10 муниципальных школ. Практику студенты проходят на ведущих предприятиях с перспективой трудоустройства.
Ирина Зикунова и депутаты краевого парламента в этом году побывали в промышленно-технологическом колледже в г. Советская Гавань, который также активно взаимодействует с потенциальными работодателями и готовит специалистов для предприятий, работающих на территории близлежащих районов.
Особое внимание в системе кластеров уделяется школам как центрам профориентационной работы, так как их выпускники продолжают испытывать сложности с выбором профессии. Для помощи им в 2020 году запущен новый проект «Учиться и работать в Хабаровском крае», который доступным языком рассказывает подросткам о профессиях, учреждениях образования, предлагает создание индивидуальной траектории развития ребенка. В его рамках разработана платформа «Профполис», состоящая из четырех блоков (для родителей, для школьников, для студентов и для семьи).
Выпускники ждут мест
В ходе правительственного часа было отмечено, что за последние три года на 30 процентов выросло количество заявлений на прием в колледжи и техникумы, конкурс порой доходит до семи человек на одно бюджетное место.
— Ежегодная цифра приема за счет средств краевого бюджета уже несколько лет держится на одном уровне — чуть более восьми тысяч человек, — подчеркнула Виктория Хлебникова. — В то же время все ощутимее становятся последствия демографического роста начала 2000-х. Уже в этом году мы заметили нехватку бюджетных мест в колледжах и техникумах. В 2021 году аттестаты о среднем образовании получат более 20 тысяч учащихся 9-х и 11-х классов. И примерно 50 процентов из них пойдут обучаться в учреждения СПО. До 2023 года число выпускников ежегодно будет увеличиваться на 200—300 человек, а в 2024 году прирост оставит две тысячи человек. Если количество бюджетных мест сохранится на нынешнем уровне, то ребята с невысокими баллами останутся без профессии.
Ирина Зикунова поддержала инициативу министерства образования об увеличении бюджетных мест в системе среднего образования и поручила профильному комитету думы взять вопрос в проработку.
Кстати
Губернаторский авиастроительный колледж, Хабаровский технический колледж и колледж техносферной безопасности вошли в сотню лучших в стране по результатам мониторинга союза «Молодые профессионалы». А всего в России 3 300 таких учреждений.
Молодые, а уже профессионалы
За семь лет участия в национальном чемпионате «Молодые профессионалы России» (WorldSkills Russia) хабаровчане 58 раз становились победителями и призерами в личном и командном первенствах. Но в прошлом году край снизил свои показатели и в рейтинге регионов занял лишь 34-ю позицию, а ведь еще в 2018-м был в десятке лучших. Причина в уменьшении количества компетенций для участия на краевом уровне. По согласованию с врио губернатора Михаилом Дегтяревым в министерстве образования и науки нацелены на возврат прежних позиций, и уже в этом году соревнования пройдут по 53 направлениям.
Обсуждался и вопрос модернизации учебно-производственной и лабораторной базы учреждений, которая лишь на треть финансируется из краевого бюджета. В рамках национального проекта «Образование» в период с 2019-го по 2021-й будут обновлены 40 мастерских в девяти учреждениях на сумму 313 млн руб. Привлекаются для оснащения грантовые средства, а также финансы профильных предприятий. Большую роль в профессиональном росте играет и практико-ориентированный подход, когда за студентами закрепляются наставники-производственники, которые помогают быстрее освоить компетенции, влиться в трудовой коллектив. Такой подход способствует и успешному трудоустройству большинства выпускников системы СПО.
Кстати
Ежегодно на предприятия края трудоустраиваются более шести тысяч молодых специалистов.
На пике технологий
Профессиональное образование и дальнейшее трудоустройство играют большую роль в интеграции во взрослую жизнь молодых с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. Ежегодно более тысячи таких ребят заканчивают школы края, и очень важно помочь им найти свое дело. В крае действуют две базовые организации по инклюзивному профессиональному образованию, сейчас создается еще одна в Николаевске-на-Амуре. В этом году в системе СПО 377 выпускников с ОВЗ, 85 процентов из них уже трудоустроены. Есть у этих ребят и возможности для роста и развития, а стимулом является движение «Абилимпикс», который как раз в эти дни проходит в крае.
Рассказывая о воспитательной составляющей профессионального образования, Виктория Георгиевна обратила внимание депутатов, что с 1 сентября педагоги в школах получают ежемесячную доплату, а вот преподаватели, выполняющие тот же функционал в учреждениях СПО, такой поддержки лишены.
— Мы подготовили служебную записку на имя врио губернатора и профильного министерства с просьбой произвести такие выплаты за счет средств краевого бюджета, — подчеркнула она. — Но нам объяснили, что это невозможно, так как такая статья не прописана ни в одном документе на федеральном уровне. Просим депутатов поддержать наше предложение и обратиться с законодательной инициативой поданному вопросу в Государственную думу.
Парламентарии записали все просьбы министра, после чего задали свои вопросы. В частности, их интересовало, как пополняется материальная база техникумов и колледжей, а точнее, как оснащаются спортивные залы, а также заработная плата работников и их возраст.
Спикер краевого парламента Ирина Зикунова поинтересовалась: поспевает ли квалификационный уровень преподавателей и мастеров за модернизацией и цифровизацией учреждений? Есть ли для них курсы повышения квалификации, профессиональные конкурсы?
— В системе трудятся более 2 230 педагогов и руководящих работников, каждый четвертый из них в возрасте до 35 лет. 30 процентов работников имеют высшую квалификационную категорию, а 19,3 процента — первую, — сообщила Виктория Хлебникова. — Участие педагогов в чемпионатах WorldSkills Russia дало возможность прирасти профессионально, так как в их рамках они проходят повышение квалификации на лучших площадках страны. И на сегодня 97 преподавателей и мастеров являются региональными и федеральными экспертами чемпионата.
Ирина Валериевна подчеркнула, что ценность в реальной связке преподавателя и производства, когда он может делать технологические разработки и внедрять их. Есть ли возможности реализации каких-то рационализаторских идей, ведь преподаватель должен быть на пике технологий.
Оказалось, что проводятся семинары по обмену опытом, и даже на международном уровне, а вот конкурса технологических идей для преподавателей пока нет. Но министр заверила, что вопрос проработают и в следующем году организуют.
Резюмируя, председатель Законодательной думы Хабаровского края отметила, что еще работая в образовании и общаясь с людьми во время предвыборной кампании, убедилась, что система среднего профессионального образования в крае сильная.
— Но надо понимать, что она не только решает кадровые вопросы. В ней сосредоточено много того, что определяет стабильность, благополучие и определенное согласие в нашем обществе, — подчеркнула Ирина Зикунова. — И гражданам нужна осведомленность о том, что в ней происходит, как обстоят дела. Поэтому хотелось бы видеть в СМИ, соцсетях больше информации министерства по данной тематике, больше реальных связок между техникумом и конкретным производством, примеров удачного трудоустройства, интересных практик, мотиваций учиться и работать в Хабаровском крае. Причем не только с целью профориентации. Это все благоприятное реноме нашего региона, в котором успешно развивается промышленное производство.