Темы номера
Почему опасно ночевать на суше, как пережить бурю и побороть страх перед неизвестным ― об этом рассказали хабаровские авантюристы, вернувшиеся из самого масштабного путешествия по Дальнему Востоку.
Проект «Антарес. Морские экспедиции» посвящен исследованиям труднодоступных и малоизвестных мест тихоокеанского побережья. Катамаран, что носит имя красного сверхгиганта, для путешествий команда построила уникальный и по размеру, и по конструкции. Второго такого в России не найдешь.
― Сделали его разборным и надувным. Подобное судно из пластика весит 13 т, а наше ― всего около трех, ― объясняет капитан Николай Зайцев. ― Осадка у него где-то 30 см. Небольшой вес и надувной корпус дают возможность ходить по мелким речкам и причаливать к любому берегу.
Впервые катамаран спустили на воду в 2020 году. Тогда экипаж отправился вплавь по Амуру, чтобы испытать судно. А в 2021-м решили выйти в море. За 111 дней команда преодолела 5 100 км, проделав путь до Владивостока и обратно.
Меньше, чем в космосе
Первой полноценной экспедицией хабаровских мореходов стало путешествие на необитаемый остров Ионы в 2022 году. Он изолирован от мира, скрыт туманами и ревностно охраняется сивучами. Говорят, людей на этой земле побывало меньше, чем в космосе. Экипаж «Антареса» провел там четыре дня, исследуя уникальную флору и фауну.
А в 2023-м неутомимые исследователи прошли более 7 тыс. км за 99 дней и теперь претендуют на мировой рекорд — самое протяженное путешествие на парусном катамаране с надувным корпусом вдоль одного государства.
― Задумались об этом походе еще в прошлом году, когда во время экспедиции пережидали шторм на побережье Охотского моря, недалеко от поселка Аян в устье реки Алдомы, ― рассказывает старший помощник капитана Павел Карасев. ― Там находится заброшенный рыбозавод. От нечего делать мы отправились посмотреть на развалины, в одном из срубов нашли целую стопку книг. Одну я забрал с собой ― «Дальневосточные путешествия» 1977 года. Оттуда узнал о команде, которая в 1976-м из Владивостока дошла до Чукотки на двух яхтах. Тогда я сказал капитану: «Вот было бы здорово провернуть что-то подобное!» Так мы стали первыми, кто смог добраться из Хабаровска до мыса Дежнева на разборном парусном судне.
Консервами сыт не будешь
Площадь судна составляет всего 40 кв. м, а пригодными для проживания после загрузки снаряжения и оборудования остаются только 20 из них. Здесь и ютились пятеро путешественников. Посреди моря, когда до ближайшего берега около 500 км. Панацеей от всех проблем стал юмор: он спасал команду, помогал идти дальше и снимал напряженность, которая время от времени возникала между членами экипажа.
Несмотря на стесненные обстоятельства и отсутствие привычных благ цивилизации, мореходы сумели организовать свой быт.
― Вахты несли круглосуточно по два часа через восемь. В свободное время тоже занимались делами, ― говорит Николай Зайцев. ― К примеру, уборкой.
В общем, бездельничать не приходилось, всегда находилось занятие: то баллоны подкачать, то перебрать канаты. А самым приятным времяпрепровождением, конечно, оставался сон.
― На ходу глубоко заснуть не удавалось. Просыпались от любого незнакомого звука: вдруг что-то случилось? Суточную норму приходилось набирать по 2―3 часа с перерывами, ― отмечает Павел Карасев. ― Спокойный сон приходил только в каких-нибудь закрытых от ветра и волн бухтах. Но там подстерегала другая опасность: медведи. Поэтому вечером ставили катамаран на якорь на безопасном расстоянии от берега и ночевали в нем.
Вопреки расхожему мнению, одними консервами экипаж не питался. На борту имелся небольшой холодильник, где хранились скоропортящиеся продукты (сыр, колбаса, молоко). Горячую пищу готовили на газовой плите. В ежедневное меню также входили свежие фрукты и овощи. В общем, все, что требуется для полноценного рациона. Запасы пресной воды команда пополняла по пути, из чистых ручьев или в населенных пунктах.
Постель из воды
В течение всего путешествия экипаж поддерживал связь с береговым штабом и хабаровским гидрометцентром, чтобы быть во всеоружии в случае прихода непогоды.
― Тем не менее шторма избежать не удалось. Получив сообщение о надвигающемся циклоне, мы стали запаковывать вещи в полиэтиленовые мешки, ― рассказывает Николай Зайцев. ― По прогнозам, шторм должен был закончиться через три дня, но в итоге продлился шесть суток. Спали на выходе из рубки, потому что в каюте ложиться было опасно. Если бы катамаран перевернулся, выбраться из его глубин было бы намного тяжелее.
Все эти дни путешественники ночевали в непромокаемых костюмах из неопрена. Кстати, именно они в прошлом году и спасли мореходов, когда те попали в жуткий шторм, возвращаясь с острова Ионы, и спали в воде, которая залила каюты.
— Позволить себе такую роскошь, как страх мы не могли, ― отмечает режиссер проекта Николай Волков. ― Когда выходишь в открытое море, мобилизуешь все ресурсы своего организма, поэтому всегда остаешься собранным. Бояться попросту некогда. Страх приходит только тогда, когда сходишь на берег и начинаешь анализировать все, что с тобой произошло. Но это чувство уже не такое сильное и яркое.
Быть ближе, чтобы выжить
В дороге путешественники столкнулись не только с превратностями погоды, но встретили различных четвероногих и хвостатых жителей Дальнего Востока: моржей, нерп, лахтаков, китов, морских свиней, касаток, бурых и даже белых медведей. Гостей животные встречали приветливо, носа не задирали и спокойно проходили мимо, не чувствуя для себя угрозы. Экипаж, в свою очередь, внимательно и бережно относился к ним, стараясь не причинять местным обитателям неудобств.
Но сильнее всего хабаровчан удивили люди, живущие на крайнем Севере. Разумеется, в хорошем смысле.
― Они разительно отличаются от нас с вами, потому что чувствуют и понимают мир глубже и лучше, ― обращает внимание Николай Волков. ― Они искреннее, добрее, щедрее. Трудно сказать, с чем это связано. Может, с тяжелыми природными и климатическими условиями. Люди на Севере вынуждены быть ближе друг к другу, иначе им просто не выжить.
В этом походе путешественники приобрели новый опыт и даже кое-чему научились, например, рыбачить на местный лад. Безусловно, опускать паруса они не намерены. Будем надеяться, что впереди их ждет море новых головокружительных приключений.