Один в пути не воин
logo

Темы номера

Один в пути не воин

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Есть ли жизнь без кондуктора? Опыт с пассажирами провели в краевом центре.

В качестве экспериментальной площадки выбрали автобус первого маршрута. Единичка курсирует по центру, пассажиропоток имеет приличный за счет быстрой сменяемости, как в стихотворении: «Люди входят и выходят, продвигаются вперед».

В 7.40 он приедет

Чтобы результат опыта был близок к идеальному, не побоялись и назначили его в утренний час пик. На часах полвосьмого, единичку обклеивают дополнительными объявлениями с разъяснениями, в какую дверь входить, а через какую покидать автобус. Надо успеть — по графику автобус должен тронуться ровно в 7.40.

— Почему выбрали такую схему, чтобы пассажиры входили через переднюю дверь?

— Так они смогут сразу рассчитаться у водителя, — объясняет Павел Тесельский, директор МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр». — По правилам перевозок пассажир должен приобрести билет в течение остановки. Да, в других регионах производят расчет на выходе, но билет либо чек являются договором на оказание услуг, и он должен быть у пассажира на руках во время поездки. К тому же, если отказываться от кондукторов, то надо усиливать контрольно-ревизорскую службу, чтобы контролеры выявляли безбилетников.

Водитель Евгений Петряшин заметно волнуется и поправляет банки с мелочью — за долгую работу за рулем ему впервые придется взять на себя роль кондуктора.

— Хорошо если с картами пойдут, а то со сдачей мороки будет…

За ним наблюдают руководство ГЭТа, специалисты профильного управления администрации и кондуктор. Последняя тут для подстраховки в готовности номер один — с катушкой билетиков, прикрепленной резинкой к пальцам. Как только подадут сигнал, придет на выручку водителю.

Дальше будешь?

Поехали. На первой же остановке в автобус попадают недовольные пассажиры. Вернее, изначально они были еще ничего — «в духе», но, когда отстояли очередь в переднюю дверь да выждали, пока Евгений их всех рассчитает, настроение у многих невольных участников эксперимента значительно ухудшилось. Кое-кто даже сделал вывод, что происходящее здесь и сейчас — результат общего состояния дел в стране. Все из нас знают такие разговоры. В общем-то классические речи в час пик, только спровоцировало их именно новшество.

— Вот выдумали-то, — возмущается пассажирка Ирина. — Верните кондуктора, без нее очень неудобно. Сколько ж мы ехать будем, если так на каждой остановке стоять? Мы в садик опоздаем с дочкой!

Засекаем время на следующей остановке — простояли 2,5 минуты. И понесли первые потери — один из пассажиров не выдержал и потребовал вернуть деньги за билет. Наш экспериментальный автобус обгоняли другие единички, и мы уже безбожно выбивались от графика. Тише едешь — дальше не будешь.

— По стандарту на одну остановку должно уходить примерно 1,5 минуты. И это с учетом посадки-высадки пассажиров и проделанного пути, — объясняет Елена Калачева, начальник отдела управления промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска. — Сейчас мы практически в два раза превышаем эту норму.

Еще пара остановок, и в салоне начинает зреть бунт. Пассажиры, попавшие в эксперимент, рисковали не попасть вовремя к месту назначения. Кому это понравится? Поэтому руководство «ГЭТ» принимает решение опыт прекратить.

— По привычке пересчитала пассажиров на остановке, которые в другие единички сели, это мы как минимум пятьдесят человек потеряли, — сетует кондуктор. — Вот умножьте теперь 50 на 26…

Опыт покажет

Резонный вопрос: зачем вообще нервировали народ и устраивали эксперимент? Идею отказаться от кондукторов, чтобы сэкономить, высказывали не раз, а теперь наглядно убедились — пока не готовы ее воплощать в жизнь на автобусах большой вместимости и с большим же пассажиропотоком. Но эксперимент придется повторить ближе к весне — ориентировочно в марте-апреле в город поступят стационарные валидаторы, которые установят в салонах автобусов для самостоятельного расчета.

— Доля безнала в автобусах растет, поэтому мы должны проверить возможность бескондукторного расчета, — говорит Павел Тесельский. — Убедились, что один водитель с расчетом не справляется, и отказываться от кондукторов нереально. Возможно, с валидаторами в салоне станет проще, но это тоже надо на практике смотреть, прежде чем запускать. Схема нуждается в доработке.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)