Темы номера
А вы знали, что у колокола помимо языка есть еще уши и свой характер? И что нет на свете двух похожих колоколов, а профессия звонаря вполне себе женская, хоть и не выносит феминитивов?
О своей самой громкой в городе работе рассказала единственная в Хабаровской епархии девушка-звонарь Ольга Кудряшова.
Дождик ― это хорошо
Ольгу можно увидеть на светских мероприятиях: она звонит с оркестром на параде Победы и на «Амурских волнах». Но постоянное рабочее место звонаря на улице. Причем не где-то наверху, а посреди приходского двора. На колокольню Христорождественского храма новую звонницу решили не поднимать ― солидный возраст здания внушает опасение, что не выдержит оно тяжелую конструкцию. Поэтому наша героиня работает «на земле» ― возле входа в церковь.
Да, тут нет крыши, и от ветра и дождя ничто не спасет, но Ольга даже любит работать в непогоду. Замерзнешь, вымокнешь, зато звук колокола в хмурый день выдают чистый и мелодичный.
― Каждый раз уникален, потому что звучание зависит от множества факторов: атмосферного давления, силы удара, расположения звонницы, ― говорит девушка. ― Конечно, сверху звон разносится далеко, но и тут, на земле, он тоже хорош. К тому же люди могут увидеть, как создается мелодия и разглядеть сами колокола. Они тоже уникальны: даже отлитые на одном заводе не похожи друг на друга. На каждом нанесены изображения икон и святых, у них есть свои имена. Относятся к ним, как к живым существам. В древности их могли даже наказать: отрезать язык или уши, за которые колокола крепятся. После такого они уже не могут звучать и умирают.
На ангела надейся, а сам не плошай
Задача звонаря ― успеть выскочить со службы, отсчитать про себя время, когда кончится молитва, и начать перезвон. Колокола должны подхватить в определенный момент, чтобы дополнить литургию. В другое время лучше их не трогать ― батюшка не одобрит.
В 23 года у Ольги уже солидный звонарский стаж в десять лет. Впервые на колокольне оказалась совсем в юном возрасте, когда воспитанникам воскресной школы разрешили побывать на звоннице храма преподобного Серафима Саровского, что в парке Северном. Всю неделю после Пасхи школьница поднималась наверх вместе с прихожанами и мирянами ― в эти дни дозволяется всем позвонить в колокола. Год до следующего раза ждала и сочиняла мелодии, которые можно сыграть на необычных инструментах. Сейчас Ольга профессионал и сама преподает звонарское искусство в семинарии.
― Не отговаривали близкие? Все-таки есть вероятность, что это может негативно на слухе сказаться.
― Нет, тем более что сейчас для звонарей есть специальные плотные наушники, которые сохраняют слух, ― улыбается девушка. ― Так что на здоровье колокольный звон сказывается только положительно. От них идет вибрация и позитив, хочется со всеми делиться радостью.
― Не переживаете, что можете сфальшивить? Далеко ведь слышно будет.
― Всегда молюсь перед тем, как начать. И ты не можешь сфальшивить, потому что за тебя ангел звонит ― так считается. А что слышно далеко, так это очень хорошо ― напоминает людям о Боге, побуждает их в храм зайти.
Звонарь звонаря слышит издалека
Есть установленные способы создания определенной мелодии, но моделируешь всегда сам ― это каждый раз импровизация. Поэтому звонари легко отличают друг друга по стилю, даже не глядя, кто сегодня на колокольне.
Профессия звонаря достаточно сложная. Здесь нет нот, надо запоминать звучание и очередность. Самые маленькие колокола, зазвонные, создают трель, как бубенцы. Побольше, подзвонные, рождают мелодию, самые массивные, благовестники, задают ритм. Всеми надо управлять одновременно ― задействованы обе руки, которые могут разом совершать различные движения, и ноги ― часть звонницы управляется педалями. То есть помимо музыкального слуха нужна еще и координация. И физическая форма ― в основном звонницы расположены наверху, и добираться к ним непросто. Как, например, в Спасо-Преображенском, третьем по высоте храме России. Пока поднимешься, уже устанешь, а тебе еще языком надо шевелить. Колокольным.
― Да, физическая нагрузка чувствуется, ― соглашается Ольга. ― Первое время у меня руки были в кровавых мозолях. Больно, но я терпела и не отступала. Сейчас уже привыкла.
Девушка уверяет: колокольный звон никого не может оставить равнодушным. Срабатывает память предков, которые по звуку колоколов определяли, что произошло: вступили сначала маленькие, а потом подхватили большие ― идет погребальная служба, и звук этот символизирует окончание земной жизни. Наоборот ― праздник. Набат ― тревога. Кстати, набат хабаровчане не слышали ни разу ― его не используют в современной жизни.
― Профессия звонаря творческая и связана с историей, поэтому я ее очень люблю, ― признается Ольга. ― И никто не говорит, что я занимаюсь неженским делом. Просто радуются, слыша, как звучат колокола.