Огни в большом городе
logo

Темы номера

Огни в большом городе

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Почувствовать себя иностранцем, не покидая своего Отечества, — такую возможность дарит хабаровчанам творческое объединение «Лимонарт».

Интурист.jpg

И не просто обитателем зарубежья, а инвалютным гражданином, прибывшим в краевую столицу за экзотикой.

«Презент фо ми»

Для горожан организовали экскурсии по гостинице «Интурист». Вместе с одной из групп отправились и журналисты «Хабаровских вестей».

У каждого хабаровчанина свой «Интурист» в душе. Большинство составляет о нем впечатление, так ни разу и не побывав там. Да и, согласитесь, особой надобности в этом у среднестатистического россиянина нет.

Например, для нас, чье детство пришлось на перестройку, он был символом некоей недоступной и наверняка сытой жизни, полной излишеств. Среди сверстников не считалось зазорным хвастаться, как лихо выпросил у туристов жвачку жалостным «Презент фо ми». И даже не порицались истории о найденных возле «Интуриста» банках из-под колы. Да, добывались они не самым простым путем, но зато какие красивые! А от вывешенного для сушки на площадке технического этажа гостиничного постельного белья несся по бульвару запах порошка, так не похожего на тот, каким стирали наши родители…

— Мы просим хабаровчан делиться историями, связанными с этим объектом, чтобы добавлять их в наши экскурсии, — говорит Татьяна Манухина, соавтор проекта и одна из гидов по гостинице. — Это всегда интересно, когда люди могут дополнить факты своими воспоминаниями.

ВАО и вау!

Воспоминаний гостиница хранит в себе много. Часть из них, как и большинство связанного с инвалютной жизнью, под секретом. На экскурсии сперва рассказывают, откуда возникла потребность строить гигантские здания для иностранных гостей.

ВАО «Интурист», полное название — открытое акционерное общество «Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям» — создали в 1929 году. В молодую страну ехали за экзотикой, и, дабы не ударить лицом в грязь и не оставить негативного впечатления, иностранцам обеспечивали лучший сервис, старались водить определенными маршрутами и поддерживали вокруг места их временного проживания красоту.

В Хабаровске «Интурист» открыли к памятной дате — в 60-ю годовщину революции в 1977 году. А в 1979-м рядом с ним в здании СКИФа проводился XIV Международный тихоокеанский конгресс, где ученые рассуждали на тему мирового потепления. Съехалось столько желающих поучаствовать в дискуссиях, что не на всех хватило номеров в «Интуристе» и прибывших из соцстран заселили в «Центральной».

На черно-белых снимках делегации конгресса вполне узнаваемый фасад института физкультуры и уж совсем неожиданный мамонт возле его крыльца.

Краткая информация о хабаровских гостиницах размещена на сайте городской администрации в разделе «О Хабаровске». 

Не трожь ложки

Интурист1.jpg

Кадры на экране меняются, пролетают годы, о которых живо рассказывают экскурсоводы, и вот — вишенка на торте. Нам наконец разрешают пройтись по зданию. Конечно, в сопровождении, чтобы не разбежались и не заблудились, мало ли что. Все-таки и сейчас здесь есть постояльцы. Первым делом потрогали и пофотографировали мозаику в зале первого этажа — каменные картины, изображающие дальневосточную природу и городские достопримечательности. В частности, сам «Интурист» и театр музкомедии. Заглянули в действующий ресторан через дверь, чтобы не смущать ужинающих и самим не смущаться. Потоптались в свободных номерах, потеребили подушки и покрывала, заселфились, раз уж попали внутрь. А то когда еще выпадет такая возможность?

И вот поднялись на 11-й этаж в легендарный «Юнихаб». Первый в городе советско-японский ресторан сейчас не работает, и двери открывают лишь для вот таких экскурсий. Столовые приборы разложены на одном из столов, чтобы можно было взять в руки увесистую ложку, которой когда-то имели право орудовать только иностранные едоки. Взять и обязательно положить обратно, ибо средняя стоимость такой ложки 750 рэ, хоть на ней до сих пор четко видны выбитые «1 руб. 20 коп.».

Посуда и истории про повара-японца, женившегося в итоге на хабаровчанке, конечно, прекрасны. Но все меркнет, как только нашу группу выпроваживают на мороз — на балкон «Юнихаба». Первый вид на «Хабаровск попсовый», как шутя окрестили его наши гиды. Сверкает яркими красками «чертово колесо», светится разными огнями стадион и вдали полоской на черном фоне горит мост через Амур. С балкона, обращенного к центру, — город патриотичный, с площадью воинской славы, чьи огни вырывают из темноты Успенский собор.

Интуристам времен USSR такие композиции даже не снились. Вероятно, любоваться ими будут в будущем не только зарубежные граждане, но и соотечественники. Говорят, что новый владелец гостиницы планирует сделать на месте «Юнихаба» ресторан с панорамными окнами. И попасть туда станет возможно уже своим ходом, а не в составе экскурсии.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)