Темы номера
Чтобы постичь искусство, необязательно штудировать умные книжки и ходить в музеи как на работу. Иной раз достаточно просто взглянуть на загадочный экспонат душой, и тогда развернувшиеся там сюжеты вдруг покажутся знакомыми и родными.
Убедиться в этом можно, посетив художественную выставку участников независимого творческого объединения «Арт-Поток», которая будет работать в ЦРН «Содружество» до 2 февраля.
Что в окне тебе моем
В фойе, где представлена экспозиция, разговоры не утихают ни на минуту.
— Смотрю и живо так вспоминаю, как отдыхала с родителями в деревне, — делится посетительница, кивнув на пейзаж «Дорога на дальнюю дачу», написанный маслом.
— Это окно точь-в-точь как из моего детства, — замечает другая, указывая на работу «Дождливое лето», выполненную на холсте темперой.
Автор этого обыденного, а потому близкого каждому сюжета хабаровская художница Людмила Стрельцова улыбается и пускается в объяснения:
― Для написания картины черпала вдохновение из повседневности. Вот балкон, горшок с душистыми цветами, а за окном — густой ливень. Люди видят подобное каждый день, а потому со временем перестают удивляться и думают: «Что тут такого?» Задача художника ― донести до зрителя, сколько красоты таят в себе обыденные вещи и что мир вокруг прекрасен в мелочах.
Людмила Стрельцова не расстается с кистью вот уже 30 лет. Так она отдыхает душой, когда не читает лекции о высоком по долгу службы искусствоведом.
— Меня часто спрашивают: «Вы, наверное, постоянно в музеи в детстве ходили, раз выбрали такую профессию?» А я говорю: «Ни разу там ребенком не была», — улыбается художница. — Смотреть на мир под творческим углом меня научил отец. Он работал электриком, но его страстью была фотография. Вместе мы ходили встречать рассвет, наблюдали за природой. Фотограф, по сути, тот же художник, только у него не всегда получается правильно передать мысль, потому что камера подводит. А тем, кто кистью работает, жить проще, так как есть возможность пофантазировать и изобразить предмет или явление как надо.
Итальянские страсти
Более четырех лет участники «Арт-Потока» занимаются благотворительностью и жертвуют свои картины для украшения интерьеров социальных учреждений.
— Начать хотели с поликлиник. Коридоры там выглядят тоскливо, и мы подумали, что будет здорово украсить их яркими полотнами. Не вышло: по нормам СанПиНа не положено, ― вспоминает руководитель объединения Екатерина Дьяконова. ― Тогда с нами связались сотрудники детских домов и садов, где это оказалось востребовано. Теперь каждый год передаем картины в разные учреждения не только Хабаровска, но и за его пределами. В 2023-м, к примеру, много полотен отослали на Сахалин. Часть представленных здесь работ в будущем также передадут тем, кто в этом нуждается.
Екатерина Валерьевна отобрала для выставки несколько своих работ. Одна из них ― серия «Таинственные миры» из четырех полотен. Все они написаны простым карандашом в дороге то тут, то там. Это переосмысление уже рассказанных историй, сказок, мифов и личного опыта, переплетенных между собой в причудливых образах и вечных символах. Указываю на картину «Король неба», где широкогрудый орел величественно восседает на человеческом черепе, и спрашиваю, о чем этот сюжет.
― Это царственная птица, хищная, мощная, поэтому я ее и короновала, ― объясняет Екатерина Дьяконова. ― А в когтях у орла останки поверженного врага. Он превозмог, победил. Это история о преодолении и силе.
На противоположной стене замечаю выполненный маслом диптих. На первой картине в интимном полумраке среди опавших лепестков красной розы покоится «берета», на второй оружие ждет стрелка в жарком пламени.
― А это, должно быть, о страсти и неразрешимых противоречиях? ― решаю угадать.
― Может, и так, ― кивает Екатерина Дьяконова. ― Каждый в этих полотнах находит что-то свое, и он прав. Одни видят любовь, драму, другие ― страсть и загадку. Здесь я играю символами и образами. Роза, к примеру, ― это знак женственности, а огонь ― мужественности. Идея картины пришла сама собой. Мы с мужем занимаемся стрельбой. Сверху мое оружие, снизу его.
Собирать не пыль, а отзывы
В «Арт-Потоке» плечом к плечу за мольбертами работают и состоявшиеся художники, и новички. Вместе они проводят бесплатные творческие вечера, выезжают на пленэры, а также устраивают выставки, подобные этой. То есть благотворительные.
― Художники постоянно пишут картины. У них остаются старые работы, которые уже много где экспонировались и, по сути, стоят пылятся, ― отмечает Екатерина Дьяконова. ― Так что мы решили: пусть лучше они где-то висят и радуют людей.