Окунуться в историю
logo

Темы номера

Окунуться в историю

Виктория ПЯТКОВА, фото автора

Узнать подробности жизни Арсеньева, поучаствовать в мастер-классе по изготовлению гербария из дальневосточных растений и прогуляться по пустым вечерним залам Гродековского музея смогли гости «нелекции» «Кто вы, Арсеньев?», организованной в рамках проекта «Среда ДВ».

— Проект охватывает самые разные темы, — комментирует заведующий научно-исследовательским центром культурологии и литературоведения Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова Марина Белкина. — Это и живопись, и лекции о народах Приамурья, и тайны, связанные с жизнью Хабаровска. Программа обычно очень насыщенная: сначала обсуждаем какую-нибудь узкую тему с авторами выставок, лекторами и экскурсоводами, затем предлагаем участникам попробовать различные мастер-классы, а после всего — пройтись по музею в отсутствие посетителей и работников. Это придает загадочность и камерность мероприятию. Аудитория собирается разная: это могут быть как студенты, так и пожилые люди.

И военный, и этнограф

музей.JPG

На этот раз насладиться атмосферой полутемных музейных помещений и узнать редкие исторические факты собрались в основном школьники. Оно и хорошо: уж кому, а им биография Владимира Клавдиевича Арсеньева пригодится. Вопросы, самые интересные из которых и предлагалось выбрать слушателям, были зашифрованы в картинках на экране. Первым делом всеобщее внимание привлекло фото самого Арсеньева в погонах.

— Мы все знаем Владимира Клавдиевича как путешественника и писателя, — рассказывает ученый секретарь Гродековского музея Юрий Белкин. — Но нельзя забывать, что в первую очередь он был военным, а образование получил в Санкт-Петербургском пехотном юнкерском училище. К слову, именно поэтому его часто критиковали в научных кругах, аргументируя тем, что он самоучка, и его исследования не могут иметь никакой ценности. Географией Арсеньев увлекся еще в юности, и большую роль в этом сыграл его преподаватель и путешественник Михаил Грум-Гржимайло. Он настолько интересно рассказывал о Дальнем Востоке, его горах и красотах, что Владимир Клавдиевич твердо решил связать свою жизнь с исследованием этих земель. После окончания училища Арсеньева отправили в Польшу, но через какое-то время ему удалось перевестись на Дальний Восток.

Участие в подавлении Боксерского восстания, обучение на курсах саперов, владение восемью языками и исключительное умение договариваться даже с самыми недружелюбными шаманами — лишь небольшая часть фактов об известном путешественнике. Особенно интересные истории из его жизни связаны с исследованием быта и культуры коренных народов Приамурья.

— Этнография — главная наука в жизни Арсеньева, — отмечает Марина Белкина. — В нашем музее хранится немало экспонатов, собранных Владимиром Клавдиевичем. Один из них — шаманская маска хамбаба, которая служила защитой при переходе из мира живых в мир мертвых: чтобы проводить душу почившего человека и вернуться назад, лицо шамана должно быть неузнанным. Удивительно, что путешественнику отдали такой важный ритуальный предмет — обычно их передавали из поколения в поколение и бережно хранили. Это говорит о том, что Арсеньев обладал большой степенью доверия коренного населения.

Со змеями — сильнее некуда

IMG_3190.JPG

Прогуляться по ночному музею — большое удовольствие, особенно если перед этим вдохновиться рассказом об известном этнографе. Одежда из рыбьей кожи и лодки-оморочки, игрушки из бересты и сэвэны-защитники — все это предстает в новом мистическом свете.

— Сэвэны — это скульптурные изображения духов, — рассказывает экскурсовод музея Ирина Вакуленко. — Примечательно, что для народов Приамурья не существовало понятия «злой дух». Все они выполняли какую-то функцию. Сэвэнов в жизни коренных жителей было много. Были те, которые помогали излечивать: к примеру, если мы видим у скульптуры четко прорисованные суставы, то этот дух наверняка врачевал человека от соответствующих заболеваний. А посредником при этом выступал шаман. Сэвэны могли изображаться как в антропоморфном виде, так и в образе животных. Некоторые из них снабжались дополнительными элементами — например, если на ногах или руках изваяния изображены змеи, такую скульптуру можно считать лучшим защитником, так как амфибии и пресмыкающиеся представлялись коренным народам самыми сильными.

Все-таки наш

IMG_3199.JPG

Посетить «нелекцию» и остаться равнодушным к истории края и экспонатам музея практически невозможно. Особенно если за всем этим стоит такая легендарная личность, как Арсеньев.

— Мне хотелось разобраться, наш Владимир Клавдиевич или не наш, — делится участница мероприятия Александра. — Ведь не утихают споры, чей край он больше осваивал: Хабаровский или Приморский. Здесь я почерпнула для себя много нового о нем, ну и заодно решила: все-таки он наш.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)