Остров и везение
logo

Темы номера

Остров и везение

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

На стойкость духовную и крепость физическую испытывает в этом году природа хабаровских дачников. Жара, выжигающая урожай, полчища мошки, невиданные доселе. Но больше всего приходится на долю владельцев левобережных угодий. Их еще и топит.

20210723_080006.jpg

Июльский паводок сошел, дав небольшую передышку перед следующим — в августе прогнозируется новая волна.

Как сказываются капризы Амура на пассажиропотоке, проверили специалисты городской администрации.

То тонут, то горят

О первом рейсе в районе Прибрежки возвещают характерные звуки: скрип и стук колесиков дачных сумок-тележек. Сосредоточенно движутся к реке возрастные любители грядок.

— Все сожгло это солнце, — сетует идущая впереди бабушка своей товарке.

— Ох, и у нас! Не наездишься же поливать, — вздыхает ее собеседница. — Сил нет в такую жару.

— Так, может, бросите уже свои огороды? — вклиниваюсь в их разговор. Пенсионерок мое предложение приводит в возмущение, у них будто и сил сразу прибавилось. По крайней мере, чтобы поругать провокатора.

— Вот скажет же тоже — «бросайте»! Сразу видно, не дачница, — летит мне вдогонку.

Сегодня пятница, и на берегу среди раскиданных по неведомому фэншую бетонных плит, на одной из которых начертано чьей-то рукой «Остановка», выстраиваются в очереди дачники. Хотя очередью в классическом, перестроечном смысле слова это трудно назвать. На «Москву», на которой мы отправляемся в путь, погрузилось человек тридцать. И это еще считается популярный маршрут — до поселка Уссурийского и далее по остановкам с незатейливыми названиями «Километры».

― Пассажиропоток падает, ― подтверждает Нонна Белова, главный специалист управления промышленности, транспорта, связи администрации г. Хабаровска. — Раньше за выходной перевозили 1 300 человек, теперь показатели сильно упали. В прошлую субботу за три рейса проехали 575 пассажиров и 645 в воскресенье. В будни желающих прокатиться на теплоходе еще меньше.

Причин, по которым исчезают с каждым годом пассажиры с теплоходов, несколько. Главная — естественная. Дачники, в основном, народ пожилой, а им на смену молодые не спешат приходить. Кто-то разочаровывается в участке на островах, которые то тонут, то горят.   

Высади у журавля

20210723_090525.jpg

Из-за Амура проблемы в июле испытывали и речники — большая вода скрыла часть остановок.

— Затопило «5,5 км», «6-й», «10-й» до сих пор еще не очень, — рассказывает моторист-капитан теплохода Андрей Евстафьев. — Приходилось выкручиваться, искать места, где высаживать пассажиров безопасно — в воду же не будешь людей выпускать! Сегодня уже все остановки доступны. Правда, некоторые дачники ожидают в других точках, приходится подбирать и предупреждать, чтобы в следующий раз шли к остановке. Теперь впереди новый паводок — посмотрим, что он нам принесет.

Дачные остановки — это отдельный вид искусства.

Единственная доступная для понимания пассажиров с Большой земли — в поселке Уссурийском. Здесь на возвышении привычный павильон с крышей, стенами и лавочкой. Про другие же только дачники и речники могут догадаться, что это именно остановка. Причем еще и отличить по внешнему виду одну от другой. В местах, удобных для швартовки с воды и подхода с острова, появляется некое обозначение. Это может быть красная косынка, привязанная к дереву, старый спасательный жилет на ветках. Самый козырный пункт на «6-м км».

— Вон наше чучелко, — радуются дачники на борту, завидев на краю зеленого поля рукотворное чудо. ― Давайте к нему уже!

Модное чучелко стоит, подбоченившись, в белой футболке и красной рубахе. Издалека просто иллюстрация к сказке про журавля, сунувшего голову в кувшин.

Пригородные речные перевозки продлятся до 31 октября. На осеннее расписание теплоходы перейдут с 24 августа. Графики движения будут опубликованы на сайте «Хабаровских вестей». 

Живность — тоже урожай

20210723_092657.jpg

«6-й км» первым ушел под воду и пробыл там почти две недели. Кто мог, добирался на лодках, остальные попадут на свои угодья только сегодня. Всего здесь около тридцати участков.

— Надо снимать урожай — снова волна идет. Только что я там сниму? Наверное, ничего и нет, — рассуждает пенсионерка Зинаида Израилевна. — Да я и не переживаю уже, после 2013-го стала философски относиться. Не рассчитываю особо, что дача прокормит, меня туда тянет на свежий воздух. И большую воду, и палящее солнце пережить можно, а вот за зиму наши участки металлисты разули, этого уже не исправишь! У меня забор украли и колонку утащили, у соседки вытащить ее не смогли, загнули и бросили. Пользоваться теперь ей нельзя.

Верный компаньон пенсионерки — пес Дружок. Вместе с хозяйкой скучает по даче. Лежит в проходе, глядя на реку — кондиционеров на стареньком теплоходе не предусмотрено, спасает только открытая дверь.

— Он на острове и родился, — улыбается дачница. — Как и мои семь кошек. В 2013-м пришлось их эвакуировать в город. Помню, погрузила их в таз да на тележку — и качу на теплоход. Матрос увидел — смеется, давай на телефон снимать. Конечно, тут им на воле было комфортно, но ничего, освоились в квартире. Не пакостят — понимают, видимо, что им доброе дело сделали.

Дружок первым соскакивает по трапу, дачникам не по возрасту такая прыть. С берега машут нам руками и удаляются вглубь острова среди высокой травы.

Посчитали — прослезились

20210723_082946.jpg

Теплоход делает круг и возвращается к «Прибрежке». За рейс туда и обратно насчитали около 120 пассажиров. И это при загрузке в 300 человек.

— В будни отмечается снижение пассажиропотока, в среднем до 30 процентов, — говорит Нонна Белова. — В выходные немного увеличивается число пассажиров, но не сравнить с теми данными, что были раньше. С начала навигации перевезено около 40 тысяч человек.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)