От краболова до суперледокола
logo

Темы номера

От краболова до суперледокола

Петр МАЗУР

Тихоокеанская Россия может стать центром строительства самых современных кораблей.

Судостр завод.JPG

По программе «Квоты под киль» магаданские рыбаки заказали Хабаровскому судостроительному заводу два краболова. Позже окрыленные сверхудачной путиной 2019 и пополнившимся кошельком северяне подготовили хабаровским судостроителям исторический сюрприз. «Мы проверили все заводы, которые могли выполнить этот заказ, объехали все дальневосточное побережье и остановились на Хабаровске, — сообщил президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генеральный директор ООО «Маг-Си Интернешнл» Михаил Котов. — Здесь мы сможем быть рядом с компанией, которая построит, обслужит и отремонтирует флот. На заводе прекрасные специалисты, есть эллинги, где можно строить и зимой, и летом. Впереди большая совместная работа. Мы намерены заложить еще пять или шесть судов, но уже по другому проекту, более современному и технологичному. Они, на наш взгляд, вызовут у коллег-рыбаков белую зависть, и все промысловики обратятся за новым флотом на хабаровский завод. Если мы сделаем это первыми, то сюда придут действительно многие. Мы уже подсчитали, что порядка 15—20 судов здесь можно будет построить».

Хабаровчане попросили руководство компании-заказчика пригласить их на первый лов краба. Конечно, это будет приятно. Для хабаровских корабелов это первый опыт закладки промыслового флота по рыбацким квотам. Директор «ХСЗ» Игорь Васьков вкратце очертил масштаб и особенности предстоящей задачи. Суда проекта 03141 предназначены вести промысел и транспортировку живых крабов. Длина краболова 63 м, ширина — 10,9 м. Подобным кораблям предстоит бороздить просторы северной части Тихого океана с прилегающими морями. Такие краболовы отличаются прекрасной мореходностью. Судостроители Хабаровска горят желанием построить и испытать такое судно. Это новая для завода задача. «Мы имеем все необходимые для этого компетенции», — говорит главный инженер ХСЗ Алексей Шабанов. Также правительство РФ планирует выдать субсидии в размере до 20 процентов затрат на постройку промыслового флота. Желающие определились. Это Хабаровский и Амурский судостроительные заводы, Находкинское судоремонтное предприятие и Восточная верфь.

Льготы под киль

Корабли всегда просятся в море. Легко ли им сходить со стапелей заводов Дальнего Востока? Как бы не так. Рыбопромысловому флоту трудно это сделать без государственных субсидий. Деньги есть. В федеральном бюджете на 2020-й и на плановый период 2021 и 2022 годов предусмотрено 1,380 трлн руб. для субсидирования строительства судов рыбопромыслового флота. К тому же они требуют большего времени для окупаемости в сравнении, к примеру, с пассажирскими.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин отметил: «Специфика хозяйствования предприятий Дальнего Востока, в частности таких отраслей, как судостроение и судоремонт, авиастроение, машиностроение, не позволяет им на равных конкурировать с предприятиями, расположенными в иных субъектах РФ, и иностранными компаниями. Данные условия не зависят от хозяйствующих субъектов, относятся к факторам, на которые предприятия не могут повлиять в силу географического положения, климата и законодательных актов РФ».

Кстати

Производство транспортных судов и ледоколов приютит вокруг себя десятки, если не сотни, предприятий-спутников, и в первую очередь Дальнего Востока. А значит позволит их модернизировать на современной технологической основе, создать мощный судостроительный кластер для вхождения в рынки АТР, которые считаются осью мировой экономики.

В настоящее время разрабатывается проект постановления Совета Федерации, предлагающий включить предложение по разработке субсидии, связанной с удаленностью, географическим расположением и дополнительными логистическими издержками, а также климатическими условиями, которые требуют значительную часть года повышенного потребления большего количества энергетических ресурсов.

Порядок такой: если у компании основной вид деятельности — рыболовство, субсидия будет. Ей возместят 30 процентов стоимости нового судна при условии размещения судостроительного заказа на отечественных верфях, его полной оплаты и дальнейшего использования для рыболовства в течении пяти лет под Государственным флагом России.

В то же время, если рыбопромысловая компания получила другие меры господдержки, субсидии не будет. Но есть отдушина. Для ДФО определена повышенная предельная стоимость судов по сравнению с верфями других регионов. За решениями — деньги. И немалые. Сразу убиваем несколько зайцев. Снимаем предельную стоимость судов, обновляем рыбопромысловый флот Дальнего Востока, переоснащаем его высокотехнологичными судами.

Звезды дальневосточного флота

Флот Дальнего Востока развивается. Расправляют плечи Хабаровский и Амурский судостроительные заводы. Но звездой первой величины становится судостроительный комплекс в Большом Камне. Помню почти тротуарные дорожки вокруг огромного бассейна для кораблей, встречу с капитаном на одной из стоящих в доке субмарин. Тридцать лет назад это было небольшое по сравнению с сегодняшними масштабами хозяйство. Нынче заявления руководителей комплекса «Звезда» поражают своей амбициозностью: построить самые большие суда в России и дать импульс целому ряду отраслей. Каждый заказ, размещенный на судоверфи, интересен и уникален.

По словам генерального директора судоверфи Сергея Целуйко, строящиеся сейчас танкеры типа «Афраманс» — самые большие суда, которые когда-либо создавали в России. Первый уйдет в плавание уже в начале нынешней осени. Таких кораблей не делали даже в СССР: махина длиной 258 м, водоизмещением 114 тысяч тонн. А наиболее масштабный проект — атомный ледокол «Лидер» — самый крупный и мощный ледокол в мире, уникальный с точки зрения автоматизации, с абсолютно новым типом силовой установки. Судостроители Тихоокеанской России настроены на масштабные стратегические задачи по развитию Северного морского пути, освоению арктических месторождений углеводородов. Крупнотоннажные суда понадобятся как воздух. В стране не было верфей, обладающих технологическими возможностями по строительству таких судов. Именно для этого создается судостроительный комплекс «Звезда». Это дальневосточный прорыв не только в отечественном судостроении, но и в экономике.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)