От ноля до Ван Гога
logo

Темы номера

От ноля до Ван Гога

Наталья КЯЛУНДЗЮГА, методист ЦРН «Диалог», фото автора

Как часто мы откладываем свои желания на потом. Мешают работа, дети, быт. И вот тебе уже 50+, а как же мечты?

«Не вопрос!» — скажут участницы клуба «Радуга» центра работы с населением «Диалог». И после пятидесяти можно все исполнить, было бы стремление. Реализовать себя в живописи женщины смогли при помощи акварели, гуаши, пастели, карандаша и даже масла.

Начинали с малого, ведь многие из них даже в школе к ИЗО относились с прохладцей, да и во взрослой жизни не сталкивались с рисованием.

— А так хотелось порой изложить свое видение на бумаге, про холст я тогда даже и не думала, — рассказывает Елена Стенникова. — Честно признаюсь, поначалу стеснялась, потому что не хватало знан.й, Ну не в художественную же школу идти, туда уже таких взрослых не берут. Помог случай — увидела объявление, что «Диалог» набирает группу, и это оказалось то, что нужно.

Остальные участницы кивают утвердительно, соглашаясь со словами Елены Вениаминовны. Если не умеешь чего-то или сразу не получается, то начинаешь комплексовать. А тут все равны, пришли нулевичками, и стесняться не пришлось.

Чей рисунок лучше?

— Зато теперь у нас есть свои звезды, — добавляет Елена Стенникова. — Это Галина Леонтьева и Екатерина Симбирская. Остальные тоже замечательно рисуют, но у этих женщин рисунки особенно хорошо.

Галина Геннадьевна представила на своей персональной выставке более 20 работ, и в каждой виден почерк автора. А еще она одна из самых активных участниц клуба и стояла у его истоков.

— И самый придирчивый критик, — шутят ее коллеги по живописи. — Ее замечания мягкие, и высказывается она по-доброму, с любовью и всегда по делу. Но кисточку чужую в руки никогда не возьмет и не станет подрисовывать за нас. Сколько раз бывало: следуешь ее совету, но сопротивляешься внутренне, а выходит действительно лучше. Значит, не зря критиковала. Чтобы поддержать дальнейшее желание, мы ненавязчиво даем советы друг другу: «Вот там чуть-чуть можно подмазать, а тут тенюшку следует дать».

А Екатерину Никитичну единомышленницы отмечают особо — она самая терпеливая. Отец ее рисовал картины всегда, но дочку почему-то не научил. В школе, институте и на работе она только оформляла стенгазеты.

— Взрослая жизнь, конечно, наложила отпечаток на мое творчество, — делится Екатерина Симбирская. — Я чертежником высшего класса всегда была, и не просто так хвастаю — показатель тому мои работы, которые в организациях до сих пор в пример ставят. И в живописи люблю филигранно перьевой ручкой поверх аккуратно разные тонкости вырисовывать, тогда рисунок получается ювелирным. Если это здание, то каждый кирпичик видно.

Руководитель клуба «Радуга» Ольга Гранкина гордится своими ученицами и считает, начни они рисовать раньше, могли бы добиться больших успехов. На занятиях она не препятствует, когда кто-то из них берет инициативу в свои руки. Например, Елена Вениаминовна часто делает сообщения о произвольной теме в живописи, рассказывает всегда доходчиво и понятно. А Мария Петровна всегда устраивает праздник в чей-то день рождения. Заранее раздает задания, готовит сценарий и небольшие подарочки.

Источник энергии

— А начинали мы с простых рисунков, — вставляет Елена Стенникова. — Рыбки, березы, до сих пор храним. Сначала Ольга Альбертовна учила основам, потом пошли темы посерьезнее. Мы начали заниматься по видео урокам, запись постоянно останавливали и возвращались к началу. Но со временем задания становились все сложнее. Испробовали много техник, и это дало результат. Сравнивая наши первые работы и нынешние, видно, на какой уровень мы вышли. Предложи нам год назад Ван Гога нарисовать, мы бы тут же отказались. А сейчас сами удивляемся, как это мы такое сотворили.

Помимо видеороликов, которые художницы находили самостоятельно в интернете, клуб приглашал в гости учителей из творческих мастерских. Они устраивали уроки, где пошагово объясняли, как нарисовать картину. До пандемии обязательными были пленэры. Постепенно освоили и тень, и блики, и пространство — все те художественные понятия, без которых не получится настоящего художника.

— Считаю, что каждому человеку нужна духовная пища — говорит Елена Вениаминовна. — Для нас это занятия, мы через них наполняемся рисованием, общением друг с другом. У нас больше, чем просто уважение к каждому. Мы очень дружны и понимаем друг друга с полуслова. Кто-то уходил на платные занятия, но непременно возвращался в клуб. Он для нас источник энергии и творчества.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)